Символика крестово – купольного храма

Со временем западная и восточная церковь все больше отдаляются друг от друга, появляются принципиальные различия в обрядах. В восточной литургии важное место начинает играть центр помещения – здесь читалось Евангелие. Благодаря этому к 6 веку базиликальный тип храма трансформируется в купольную базилику. Здесь сохраняется членение на нефы и восточный вектор здания, но центральный неф покрыт куполом. Примеры: Церковь Св.Екатерины, Церковь Св.Ирины. Переход от квадрата к куполу осуществляется при помощи парусов.

Главная постройка Юстиниановской эпохи (6в.)Собор Святой Софии. Архитекторы Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Центральный неф приближен к квадрату и покрыт куполом. Этот купол – колоссальный взлет византийской архитектуры. Он базируется на низком барабане, в котором есть частые окна. Для этого использованы многие технические новшества.

Купольная базилика привела к полному видоизменению восточно-христианской культуры, сформировался тип не базиликальный, а крестово-купольный (постиконоборческий период). Доминирует купол, а в основу планировки положен крест. Именно этот тип храмов переняла Русь.

Символика крестово – купольного храма:

.Выработались иконографические схемы еще в Византии, от которых не предполагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли в русскую иконопись и западное искусство, хотя там применялись гораздо свободнее и быстро изменялись.

Постепенно складываются основные закономерности росписи храма. Можно выделить три уровня символики:

1. Первый уровень символики отражает представление о церкви как о своего рода космосе (космическая символика). Это обуславливает иерархию изображений. В верхней части здания (купол, барабан, конха апсиды) изображались только те сцены, которые мыслились на Небе. Здесь изображались Христос, Богоматерь, ангелы. На верхней части стен обычно располагались эпизоды жизни Христа. Ниже изображались апостолы, святые, местные святители. На восточной стороне церкви изображали сцены Страшного суда. Сюда же следует отнести символику куполов:

Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу,
света.
Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

.

1. Топологическая символика, согласно которой строение церкви задумывалось как образ земной жизни Христа. Каждая часть храма напоминала о месте в Палестине, христианин как бы совершал путешествие по Святой земле. Например, апсида часто символизировала Вифлеемскую пещеру, где родился Христос.

2. Временная символика определяла место росписей согласно датам богослужебного календаря. Так на стенах в хронологическом порядке располагались фигуры апостолов, святителей церкви, пророков, т. е. в соответствии с днями их памяти. Так как движение в крестово – купольном храме идет по кругу, это знаменует и понятие времени в христианской философии. Праздники празднуются не как поминание, а как происходящее здесь и сейчас. Отражает это и монументальный календарь- Это монументальный календарь двунадесятных праздников (Благовещание, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богоматери). Иногда, если позволяло пространство, художники вводили события из жизни Христа, происходившие между основными эпизодами Евангелия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: