Вопрос № 15. Ордерная система в архитектуре Греции

В 7-ом веке до н.э. складывается греческий архитектурный ордер. Он состоит из следующих элементов: 1-й трехступенчатого стилобата, как цокольной части храма.
2 -колонны, которые включают базу, ствол, руст и капитель
3 -выше находится антаблемент- перекрывающий часть сооружения,
делился на 3 части:
архитрав (балка). фриз, карниз выше антаблемента- треугольный фронтон
В архитектуре Греции эпохи архаики в 7-ом веке архитектура была ведущим видом искусства, в процессе ее формирования складывались 2 основных стиля- дорический и ионический.
Дорический развивался в основном на Пелопоннесе, в западном районе греческого мира, ионический - в восточном районе на островах Эгейского моря.
На формы дорического ордера повлияла микенская архитектура, на формы ионического - архитектура стран Передней Азии, Финикии и Ирана.. И там и здесь – греческая культура, а это ее разновидности.

Различие кроется и в традициях и в используемых материалах. В западных районах греческого мира были деревья строевых пород, позволявшие из стволов высекать необходимые брусья для колонн и перекрытий. Это и определило наличие в дорическом ордере крупномасштабных элементов.

В восточных районах, наоборот, были породы деревьев, малоподходящие для строительных целей, с относительно тонкими стволами, что вызывало необходимость для обеспечения того или иного сечения сплачивать ряд мелких брусьев. Это, очевидно, повлияло на сильную расчлененность ордерных элементов ионического стиля, его изящество, «хрупкость». Этот стиль, кроме того, был генетически связан с архитектурой Востока.

Оба основных стиля древнегреческой архитектуры развивались параллельно. В период наивысшего культурного расцвета Древней Греции в V веке имели место попытки слить их воедино и образовать общий «панэллинский стиль» архитектуры. Это делалось путем сопоставления двух стилей в одном и том же сооружении и путем «ионизации» дорического стиля, то есть придания ему большего изящества и утонченности. Однако единого стиля не возникло, и названные два стиля продолжали независимое существование.

Греческие храмы времени ранней архаики строились из дерева и кирпича-сырца. Деревянными были колонны и вся система покрытия. Стены основного прямоугольного помещения -- целлы (святилища) выкладывались из кирпича-сырца. Эта система с течением времени начала перестраиваться: сырец стал вытесняться более прочным материалом -- камнем, колонны тоже высекались из каменных блоков. Этот процесс происходил медленно, постепенно. К старым, прежним конструктивным элементам привыкли, они обрели силу традиции, и когда появился камень, то в нем стали воспроизводить традиционные деревянные детали. Так появились и каменные триглифы и многие другие декоративные части греческих построек.

Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же.
Дорическая архитектура отличалась простотой и мужеством форм, ионическая изящной декоративностью. Эти стили отличались в деталях и пропорциях. Практически дорический ордер от ионического мы отличаем по форме колонны и фриза, которые украшали антаблемент- перекрывающий часть сооружения.
В дорическом ордере колонна не имела в основе базы, ее ствол сразу вырастал из основания здания. Ствол колонны или руст был украшен вертикальными желобками каннелюрами.
На уровне одной трети, на линии нашего глаза колонна имела утолщение - энтазис. Это было необходимо, чтобы создать зрительную иллюзию стройности колонны. Наш глаз имеет свойство деформировать прямую линию. Колонна завершается капителью. В дорическом стиле она состоит из полукруглой подушки эхина квадратной плиты (абаки). Фриз делился на прямоугольные части (триглифы и, находящиеся между ними квадратные доски (метопы)
В ионическом ордере колонны имели профилирующие базы. Ствол был украшен каннелюрами, у которых в плоскую грань было срезано место соединения (желобков). Каннелюр больше чем в дорическом. Это усиливала живописность, капитель имела валюту в форме спирали, которая помещалась между малоразвитыми эхиной и абакой. Они были украшены иониками – яйцевидные украшения. Фриз был гладким в виде ленты (зофорный)

Помимо двух основных стилей, древнегреческая архитектура разработала еще третий -- коринфский. Коринфский стиль еще легче и изящнее ионического, колонны выше и стройнее. Это достигается за счет более высокой, чем в ионическом стиле, капители. В основе последней листья аканфа. База коринфской колонны, обработка ствола каннелюрами, а также антаблемент по системе убранства не отличаются от аналогичных ионических элементов.

В римской архитектуре, воспринявшей греческие архитектурные формы, к трем основным ордерам был присоединен еще один ордер -- композитный, в капители которого сочетаются черты ионической и коринфской капителей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: