Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями

Пережив и Рубенса и Ван Дейка, Иорданс сделался в середине 17 века виднейшим фламандским живописцем, деятельность которого не ограничивалась кругом антверпенских заказчиков.

На художественный стиль Йорданса, без сомнения, оказал огромное влияние Рубенс. Известно, что он иногда привлекал художника для выполнения эскизов будущих больших картин..Он был помощником Рубенса и заимствовал у него любовь к природе, эмоциональность. У Кароваджо заимствовал крупнофигурные композиции, и контраст светотени.

Круг тем этого мастера разнообразен, но его искусство, пишет он религиозные или светские картины, остается строго реалистическим. Иорданс не выходит из рамок миропонимания буржуазной среды, сохраняет ее трезвый взгляд на окружающий мир и отражает действительность в крепких, неприкрашенных и несколько тяжеловатых формах.

Начав с религиозных композиций и портретов, он создает затем совершенно новый во фламандской живописи жанр: изображение бытовых сцен из жизни бюргеров и крестьян в больших и монументальных по характеру картинах.

Три основные темы: «Сатир в гостях у крестьянина» (на сюжет басни Эзопа), «Король пьет» (изображение традиционного фламандского праздника) и «Как поют старики, так пищат и молодые» (нидерландская пословица) находят у Иорданса много вариантов воплощения.

Здесь определяются особенности его художественного языка:

-пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам,

-тяжеловесным и крепким фигурам,

- сочным деталям,

-тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем,

-плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов.

Для характеристики этого мастера особенно показательны его жанровые вещи, и в первую очередь много раз варьировавшаяся им тема «Король пьет», или «Бобовый король». Эрмитаж обладает одним из лучших ее вариантов, исполненным около 1638 года. Сюжет — семейная пирушка за обильно уставленным столом. Иорданс часто черпает свои сюжеты в пословицах и поговорках, баснях и даже в народных праздниках, пишет по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов. Так Почтенный бюргер, отец семейства может стать королем во время национального фламандского праздника “трех волхвов”. Тот, кому доставался кусок пирога с бобом ним, становился «королем» праздника. На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута. Все повиновались «королю» и пили по его приказу. По возгласу: «Король пьет!» все осушают бокалы и эта была его не сложная королевская обязанность.

Интересно, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей Йорданс изображает своих близких. Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот, как правило, и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане — сам художник.

При одном и том же сюжете Йорданс никогда не повторяется в композиции и всегда вводит различные фигуры окружения

Пластика форм, темпераментная мимика и жесты акцентированы тонкими переходами света к полупрозрачным теням, характерными для зрелого мастерства Иорданса, в творчестве которого жанровая картина приобрела монументально-зрелищный характер.

- Создал галерею характерных народных типов. Своих героев находил в деревнях и ремесленных кварталах города. В них он подмечал избыток здоровья, удовлетворенности жизнью. Они примитивны, но полны энергии, безудержны в своих стремлениях и страстях

В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора

Как характерный образец реалистического и несколько грубоватого искусства Иорданса может служить также картина «Сатир в гостях у крестьянина» (Москва, ГМИИ).

Сюжет заимствован из басни Эзопа, но переосмыслен в современном народном духе, в традициях фламандского искусства. Художник рассказывает о дружбе крестьянина со сказочным жителем лесов сатиром как о реальном событии. Образ античного козлоногого божества для Иорданса столь же реален, конкретен, что и образы простонародья, он воплотил ту же могучую физическую и внутреннюю природную силу, которую художник передал в современном ему человеке

«Семейный концерт» 1638 года. Самой популярной картиной Иорданса в Бельгии, потому что в музее бельгийском. Наверху над столом в резной раме дана фламандская пословица: «Как поют старики, так свистят молодые». У накрытого стола расположилась семья, отмечая по традиции праздник трех волхвов. Трапеза начинается пением стариков, им аккомпанируют представители младших поколений.

Йорданс не добился значительного признания как портретист, однако хорошо умел отображать характеры и был наблюдательным художником.

Реалистичные портреты современников - упитанные, самодовольные, не старающиеся казаться иными, чем они есть на самом деле, модели мастера являют типичные образы представителей восходящей буржуазии:

«Портрет старика», Эрмитаж

«Портрет четы ван Сурпель», Лондон, частное собрание. Живопись Йорданса чрезвычайно колоритна, тело фигур дышит здоровьем и свежестью, — в особенности женских; движения персонажей картин сильны и порывисты.

Хотя Йорданс во многом продолжал мотивы творчества Рубенса, его работы отличаются склонностью к большему реализму, наличием большего числа персонажей и присутствием элементов бурлеска даже на полотнах на религиозные или мифологические темы.

После смерти Рубенса и Антониса ван Дейка Иорданс остался главой фламандской школы живописи. Но постепенно от картины к картине у него все больше ощущалась утрата непосредственности, в больших алтарных композициях появился ложный пафос. Он был плодовитым и преуспевающим мастером. К нему обращались с заказами короли Англии и Швеции. Однако признание явно не пошло ему на пользу как художнику - в последние десятилетия жизни из-под его кисти выходили однообразные, почти ремесленного уровня картины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: