При рассмотрении классификации инновации было отмечено, что новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инновации как результат внедрения новшеств могут осуществляться только в самой организации.
Инновации не могут продаваться, продаются новшества для превращения их в инновации в сфере потребления.
Жизненный путь новшеств может развиваться по одному из трёх путей:
1. накопление в инновационной организации (ИО);
2. превращения в ИО в инновацию;
3. продажа как товара.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:
1. Экономический;
2. Научно-технический;
3. Социальный;
4. Экологический.
1. Экономический эффект включает в себя:
а) прибыль от лицензионной деятельности и внедрения изобретений и патентов;
б) прирост объёма продаж;
в) улучшение использования ресурсов и производственных мощностей;
г) сокращения срока окупаемости инвестиций.
2. Научно-технический эффект включает в себя:
а) количество зарегистрированных авторских свидетельств;
б) увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов и новых информационных технологий;
|
|
в) повышение организационного уровня производства и труда;
г) повышение конкурентоспособности ИО и её товаров на рынке.
3. Социальный эффект включает в себя:
а) прирост доходов роботников ИО;
б) повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей;
в) повышение квалификации работников;
г) улучшение условий труда и отдыха.
4. Экологический эффект включает в себя:
а) снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов;
б) снижение отходов производства;
в) улучшение экологичности выпускаемых товаров;
г)улучшение эргономичности выпускаемых ИО товаров (уровень шума, вибрации и т.д.)
Критерием принятия управленческого решения является экономический эффект, в частности прибыль от инновационной деятельности.
Систему показателей эффективности инновационной деятельности представим в виде структурной схемы (рис.3).
Рис.3 Структура показателей эффективности инновационной деятельности
Приведём некоторые показатели эффективности инновационной деятельности:
1. Норма прибыли:
где NP - чистая прибыль; Р – проценты на заёмный капитал; I - общие инвестиционные издержки.
2. Норма прибыли на акционерный капитал:
где Q - акционерный капитал.
3. Коэффициент финансовой автономности проекта
где Сc – собственные средства; Z - заёмные средства.
4. Срок окупаемости инвестиций в инновационный проект:
где Пч - чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирования объекта.