Различают четыре уровня товара:
- товар по замыслу
- товар в реальном исполнении (марка, исполнение)
- товар с подкреплением (поставка, монтаж, кредитование, гарантия, послепродажное обслуживание)
- товар с перспективой
Классификация товаров по виду:
1. Товары длительного пользования – материальные изделия, выдерживающие многократное использование.
2. Товары кратковременного пользования – материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования.
3. Услуги – объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений.
Рыночные свойства товара:
- качество
- соответствие функциональному назначению
- соответствие цены качеству и потребительской ценности
- документация и сопровождение товара
- качество постпродажного сервиса
- широта ассортимента
Особые рыночные свойства товара:
- новый товар
- улучшенный товар
- удешевленный товар
Товар по назначению:
1.Потребительские товары – предназначенные для конечного потребителя, для личного использования
2.Потребительские услуги – услуги. связанные с арендой товаров, услуги с принадлежащими товарами, личные услуги нетоварного характера
3.Товары производственного назначения – предназначенные для использования в производстве других товаров и услуг, хозяйственной деятельности или перепродажи.
4.Услуги производственного назначения – услуги по эксплуатации и ремонту, деловые консультации и пр.
Потребительские товары:
Товары повседневного спроса – товары, приобретаемые часто, без раздумий, с минимумом усилий по сравнению:
- основные – покупаемые регулярно
- импульсивной покупки – без предварительного планирования и поисков
- для экстренных случаев – при возникновении острой нужды
Товары предварительного выбора – товары, которые потребитель сравнивает по цене, качеству, оформлению
- схожие – одинаковые по свойствам
- несхожие – разные по свойствам
Товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками,для приобретения которых покупатель готов затратить дополнительные усилия.
Товары пассивного спроса – товары, о покупке которых потребитель не задумывается и ничего не знает
Свойства товарной номенклатуры
- Широта товарной номенклатуры – общая численность ассортиментных групп товаров фирмы
- Насыщенность товарной номенклатуры – общее число составляющих её отдельных товаров
- Глубина товарной номенклатуры – варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы
- Гармоничность товарной номенклатуры –степень близости между товарами разных ассортиментных групп с точки зрения использования, производства, каналов распределения и пр.