Современные проблемы «эффективного государства»

В современных условиях взаимосвязь государства и экономики становится еще более актуальной. До недавнего времени основные усилия экономистов в этом вопросе актуализировали в первую очередь проблемы рыночной экономики, дефекты рынка; труднее поддавалась анализу проблематика сбоев политического вмешательства в экономику.

За последние полвека с помощью демократического государства – его усилий по перераспределению доходов через систему государственного бюджета и наращиванию расходов – были достигнуты значительные успехи в социальной сфере: образовании, здравоохранении, уменьшении социального неравенства. С переменным успехом государство проводит стабилизационную экономическую политику, корректируя рыночную систему согласно традиционной логике: “когда рынок отказывает, требуется вмешательство государства”1. Однако все чаще звучит мнение, что даже если государство и предстает как центральный институт, сам по себе он не является источником экономического роста. Даже поверхностный взгляд на практику ХХ столетия свидетельствует, что высокие темпы роста валового внутреннего и национального продукта на душу населения демонстрировали страны с различными политическими системами. Более очевидна и естественна связь между достигнутым уровнем социально-экономического развития и наличием демократической формы политической власти.

Кроме того, заслуживает внимание тот факт, что государство представляет собой такой суверенный институт, у которого нет никакой высшей судебной инстанции, к которой можно было бы апеллировать с целью компенсации изъянов политического вмешательства в экономику, отказов или недостаточной эффективности его механизмов. Здесь речь идет не только о постсоциалистических государствах, но и многих других. Сегодня очевидно, что государство, хотя и является последним инструментом для решения многих социальных проблем, не решаемых на других уровнях общественной системы, тем не менее, явно перегружено задачами, которые могут и должны быть решены вне сферы деятельности государства.

Дополнительные трудности создает процесс глобализации, который можно рассматривать в этом контексте как новый “вызов” государству. Представляются возможными два пути выхода из ситуации, когда при помощи государства проблемы не решаются эффективно: либо путем создания более совершенного или эффективного государства, либо перекладыванием задач и функций государства негосударственным инстанциям, то есть рынку, самодеятельным общественным организациям.

При любом исходе на повестку выходит проблема повышения эффективности государственного участия в решении экономических и социальных проблем общества.Эффективность – категория, отражающая соотношение между расходуемыми ресурсами и достигнутым результатом, – трудно поддается исследованию, когда дело касается государства, оценки его экономической политики. Очевидно, что эффективное государство жизненно необходимо как для предоставления определенного набора товаров и услуг, так и для создания правил и институтов, позволяющих рынкам бесперебойно функционировать, а людям – реализовать себя и испытывать удовлетворение от жизни. Не менее очевидно, что на эффективность государства влияют многие факторы, которые как содержатся внутри государственного механизма, например компетенция чиновников и т.п., так и порождаются коллективными действиями граждан. Из этих базовых составляющих складывается потенциал государства, используемый для решения актуальных проблем общества.

Следовательно, проблема эффективности государства может решаться в координатах “потенциал” – “эффективность”. “Потенциал” подразумевает возможности и способности государства создавать требуемые обществом блага, например, материальные и институты. “Эффективность” – результат использования данного потенциала для удовлетворения спроса общества на соответствующие блага.

Схема строительства эффективного государства, если она базируется на принципе признания взаимосвязи политической власти и экономики, очевидно, должна предусматривать, с одной стороны, отбор предоставляемых благ, которые согласуются с его потенциалом, с другой, – усилия по повышению действенности государственных институтов, обращенных к рыночной экономике.

Первая группа проблем (будем называть их “базовыми институциональными основами” для рыночного развития) формулируется следующим образом: утверждение основ законности; поддержание стабильной политической обстановки, включая обеспечение макроэкономической стабильности; финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры; поддержка незащищенных групп населения; защита окружающей среды.

Хотя значение этих основ общепризнанно, появляются дополнительные идеи относительно надлежащей пропорции рыночных и государственных механизмов их обеспечения. На первое место выдвигается довериек правительству. Здесь представляется необходимым отметить, прежде всего, предсказуемость его установлений и мероприятий, последовательность их осуществления и т.д. Все это может оказаться не менее важным для привлечения частных инвестиций, чем собственно содержательная сторона этих установлений и мероприятий.

Вторая группа проблем связана с повышением дееспособности государственных институтов: создание стимулов к повышению эффективности работы государственных служащих, контроль над их деятельностью, прежде всего в аспекте волюнтаризма и коррупции бюрократии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: