1. Эвакуированный в Нижний Тагил из Харькова танковый завод, начавший работу на производственной площадке Уралвагонзавода, приняв оборудование Московского станкостроительного им. Орджоникидзе и Мариупольского броневого заводов, наладил массовый выпуск танков Т-34. За короткое время перешел на военное производство и созданный в Нижнем Тагиле на базе Уралвагонзавода Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна (директор Ю.В. Максарев). В годы войны здесь делали боеприпасы, артиллерийские передки, бронекорпуса для штурмовиков Ил-2, но основным видом продукции, составляющей 86,5%, были средние танки «Т-34». 25 914 единиц бронетанковой техники предоставила нижнетагильская «Вагонка» Красной армии самым существенным образом усилив ее боевую мощь. Причем постоянно наращивая количественные показатели выпуска, заводчане за годы войны внесли в конструкцию танка 118 существенных изменений, значительно улучшивших его тактико-техническую характеристику.
Еще в конце 1930-х гг. были разработаны оригинальные типы боевых машин. Конструкторы М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко создали средний танк Т-34. «Тридцатьчетверка» стала основным типом танкового вооружения в годы войны. Фронтовики, советские военачальники дали ему высокую оценку. Это вынуждены были признать и немецкие офицеры.
|
|
Генерал Шнедер писал: «Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказалась неосуществимой». Генерал-фельдмаршал Клейст назвал Т-34 лучшим танком в мире.
М.И. Кошкин был не единственным создателем этого танка и отнюдь не главным. Т-34 разработан коллективом под руководством Николая Всеволодовича Барыкова.
В налаживании массового производства танков и артиллерии важное место принадлежало Институту электросварки АН УССР во главе с академиком Е.О. Патоном. В начале Великой Отечественной войны Институт электросварки по предложению Е.О. Патона был эвакуирован на Урал, в город Нижний Тагил, и размещен на Уралвагонзаводе имени Ф.Э. Дзержинского. Проектное бюро института занялось проектированием установок для автоматической сварки корпусов тяжелых танков KB, средних Т-34 и легких Т-60 и Т-70. В январе 1942 года на двух установках для автоматической сварки началась сварка бортов корпуса Т-34. Корпус этого танка требовал большого объема сварочных работ. Днище и подкрылок приваривались к борту двумя мощными швами длиной более 5 метров. На эту работу квалифицированный сварщик затрачивал около 20 часов. Сварочный же автомат, управляемый учеником-подростком, мог выполнить эту работу за 2 часа.
По инициативе Е.О. Патона на заводе № 183 в Нижнем Тагиле была введена в действие первая в мире поточная линия производства бронекорпусов танков, на которой действовало 19 установок для автоматической сварки под флюсом. Это позволило высвободить 280 высококвалифицированных сварщиков (для других работ), которых заменили 57 рабочими более низкой квалификации. Евгений Оскарович участвовал в монтаже и освоении каждой сварочной установки. И следил за ними до тех пор, пока не изживались все трудности пускового периода.
|
|
2. Уралмаш, разместивший на своих площадях оборудование Ижорского (Ленинград), брянского «Красного Профинтерна», киевского «Большевика» и других заводов, организовал выпуск танковых корпусов и башен, танков Т-34 и самоходных артиллерийских установок (САУ). Расположенный в Свердловске Уральский завод тяжелого машиностроения (директор Б.Г. Музруков) первоначально выпускал бронекорпуса для тяжелых танков «КВ», проходивших окончательную сборку в Челябинске, а затем освоил самостоятельное производство среднего танка «Т-34».
Однако фирменной продукцией Уралмаша в годы войны стали самоходные артиллерийские установки СУ-122, разработанные группой конструкторов под руководством Л.И. Горлицкого. Горлицкий в октябре 1941 г. в составе артиллерийского КБ эвакуируется в Свердловск (ныне Екатеринбург) на Уральский завод тяжелого машиностроения. 20 октября 1942 г. он становится начальником Специального конструкторского бюро (СКБ) и возглавляет работу по созданию самоходных артиллерийских установок. С лета 1943 г. Горлицкий — главный конструктор Уралмашзавода по самоходной артиллерии. За годы работы в Свердловске под его руководством было разработано 13 образцов «самоходов». Он впервые в мире предложил метод литья танковых башен, а затем способ изготовления башен методом прессования из броневых листов.
С 1943 г. был налажен серийный выпуск трех основных моделей «самоходов»: СУ-122, СУ-85 и СУ-100. Все машины, вооруженные пушками В.Г. Грабина и Ф.Ф. Петрова, прекрасно зарекомендовали себя в сражениях второй половины Великой Отечественной войны.
Но особенно проявила себя СУ-100. Л.И. Горлицкий писал в своих воспоминаниях: «Бронебойный снаряд ее 100-мм пушки с начальной скоростью 900 м/с пробивал на расстоянии 1000 метров 160-мм броню, то есть практически броню любого немецкого танка».
Не случайно, что именно этот тип самоходной артиллерийской установки выпускался дольше и больше всех. Последняя самоходка, вышедшая из цехов Уралмаша, навсегда встала на пьедестале возле проходной «завода заводов» как знак признания вклада уралмашевцев в Победу.
Всего за годы войны, труженики УЗТМ дали фронту:
- более 5 тыс. самоходных артиллерийских установок,
- 731 танк «Т-34»,
- 3 219 тяжелых и 6 510 средних танковых корпусов,
- 7,1 тыс. танковых башен.
3. В результате слияния Челябинского тракторного завода с ленинградским Кировским и Харьковским дизель-моторным, был образован комбинат («Танкоград»), выпускавший тяжелые танки КВ и ИС, САУ. Челябинский «танкоград», созданный на основе слияния челябинского тракторного и ленинградского Кировского заводов (директор И.М. Зальцман), начинает массовое производство тяжелого танка «КВ» («Климент Ворошилов»). Уже осенью 1941 г. бронемашины, произведенные на Южном Урале, принимают участие в сражениях за Москву. В 1942 г. завод перешел к серийному строительству среднего танка «Т-34» и созданию самого мощного в мире тяжелого танка «ИС» («Иосиф Сталин»), По своей маневренности, бронезащите и артиллерийскому вооружению эти машины являли собой новое направление в мировом танкостроении и остались непревзойденными до конца войны. Особых страх у противника вызывал «Иосиф Сталин», схваток с которым немецкие танкисты стремились избегать, согласно секретному приказу своего командования. За весь период военных действий (с июля 1941 г. по апрель 1945 г.) челябинские танкостроители, руководимые талантливыми конструкторами Ж.Я. Котиным, Н.В. Цейцем, Н.Ф. Шашмуриным и др., дали фронту:
|
|
- 3681 танков серии КВ,
- 5094 танка Т-34,
- 3362 танка серии ИС,
- 43,8 тыс. дизельных двигателей.
Производством танков и САУ занимались также Свердловские заводы № 37 (легкие танки), № 76 (танковые двигатели) и № 50 (агрегаты и узлы для самоходной артиллерии). В целом за 1941-1945 гг. Урал направил на фронт 49,7 тыс. средних, тяжелых танков и самоходно-артиллерийских установок, или 70% всех машин изготовленных за это время в СССР.
Будучи признанным центром танковой промышленности, Урал в то же время являлся и крупнейшим в мире производителем полевых пушек. Всего за годы войны артиллерийская промышленность Урала направила в действующую армию более 150 тыс. орудий. Успехи уральского пушкостроения в годы Великой Отечественной войны неразрывно связаны с деятельностью многих замечательных конструкторов А.Н. Булашева, Н.Г. Кострулина, Д.А. Рыженко, П.А. Комиссарова, В.Д. Семенова, В.Н. Сидоренко, К.Ф. Федоренко и др.
Но особое место в этой когорте по праву принадлежит Ф.Ф. Петрову. Петров в 1931 годы направлен на известный Мотовилихинский завод в Перми, где работал начальником техбюро цеха, начальником механического участка. В 1934 г. переводится на должность старшего инженера-конструктора, а в 1940 г. становится начальником особого конструкторского бюро. Здесь по его проектам были созданы знаменитые гаубицы МЛ-20 и М-30, успешно проявившие себя в годы Великой Отечественной войны и получившие от фронтовиков ласковые прозвища «Емелька» и «Матушка». В 1940 г. Петров, вместе с конструкторами А.Н. Булашевым и Н.Г. Кострулиным, переводится на Уралмашзавод для освоения серийного производства гаубицы М-30. Первоначально он возглавляет особое конструкторское бюро по артиллерийское тематике, а с 1942 г. становится главным конструктором ОКБ-9. Под руководством Ф.Ф. Петрова в годы войны разработаны и приняты на вооружение восемь артиллерийских систем. Ф.Ф. Петров проработал на уральских заводах 43 года, за это время под его руководством были созданы 33 артиллерийские системы разных калибров.
|
|
В широких масштабах развивалось на Урале и производство минометов. Практически все стволы этого вида вооружения, поступавшего в действующую армию, делались на Первоуральском новотрубном заводе. Большое количество минометов выпустил Уралхиммашзавод.
Ужас на врага наводил истребительский огонь советской реактивной артиллерии, установки которой народ любовно называл «катюшами».
Знаменитые «катюши» производились в Свердловске (Уральский компрессорный завод, завод «Уралэлектроаппарат») и в Челябинске (завод им. Д. Колющенко, завод «Челябкомпрессор»). За годы войны только «Уралэлектроаппарат» поставил на фронт 1711 реактивных установок. Фронтовики высоко оценивали боевые качества и надежность пушек и минометов, сделанных уральцами.
С первых их дней появления на фронте и до последних часов войны «Катюша» была грозой для врага. 14 июня 1941 года в 15 часов 15 минут на западном фронте, под Оршей произвели свой первый залп реактивные минометы – многозарядные пусковые установки М-13, знаменитые «Катюши». Первой экспериментальной батареей реактивной артиллерии командовал капитан И.А.Флеров. Потери немцев попали под графу «недопустимые».
Выдержки из директивы войскам гитлеровского высшего военного командования: «Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку... Выстрел производится электричеством... Во время выстрела образуется дым...»
Очевидная беспомощность формулировок свидетельствовала о полной неосведомленности немецкого генералитета относительно устройства и технических характеристик нового советского оружия – реактивного миномета.
Ярким примером эффективности гвардейских минометных частей, а их основу составляли «катюши», могут служить строки из воспоминаний маршала Жукова: «Реактивные снаряды своими действиями производили сплошное опустошение. Я смотрел районы, по которым велся обстрел, и увидел полное уничтожение оборонительных сооружений...».
К началу 1945 года на полях сражений действовали 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий, вооруженных реактивной артиллерией.
Первая принадлежит фронтовикам. Мол, перед самой войной была очень популярна песня Матусовского и Блантера о девушке Катюше и красивое русское имя как-то само собой пристало к новой реактивной установке. Вторую версию выдвинули военные специалисты. Читая статью в «Правде», они строили догадки, что же за оружие применено под Оршей? Целый залп! Значит, пушка автоматическая и многоствольная. В сообщении указывалось, что в районе поражения все горело. Понятно: снаряды зажигательные – термические. Огненные хвосты?! Это же ракеты. А кто тогда считался их «отцом», специалисты преотлично знали: Андрей Костиков. Полигонщики называли «БМ-13» по-своему: «Костиковские автоматические термические», сокращенно – «КАТ». И среди фронтовиков, приезжавших на полигоны, слово «кат» прижилось быстро. Это слово бойцы увозили на передовую, а уж там оставалось недалеко и до любимой всеми «Катюши». Другой вариант версии, порожденной спецами, предполагает, что прозвище связано с индексом «К» на корпусе миномета – установки выпускались заводом имени Калинина... И еще одно. Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь», «залп» и тому подобное. Вместо этого звучали команды: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число, а потерь среди своих почти не будет.
Вот так и пошло:
«Выходила на берег Катюша...
Выходила, песню заводила...»
Один из выдающихся полководцев Великой Отечественной войны маршал Р.Я. Малиновский отмечал: «Урал — подлинное царство пушек и родина самоходной артиллерии. Все артиллерийские системы отличного качества: легкие, изящные, и самое главное, высокопробойные...»
Особая роль принадлежала Уралу и в изготовлении стрелкового оружия. На предприятиях Удмуртии (прежде всего на Ижевском машиностроительном заводе) за годы войны освоили десятки новейших видов производства и дали фронту 11,1 млн винтовок и карабинов
Уральская промышленность во многом способствовала завоеванию советской авиацией полного «господства в воздухе». С началом войны на выпуск продукции для военно-воздушных сил страны перешли многие предприятия Башкирии. Авиационные тросы стал производить Белорецкий сталепроволочный завод, авиационное топливо - Уфимский нефтеперерабатывающий завод, авиационную фанеру - Уфимские фанерный и лесозавод. Авиабомбы и другие боеприпасы стали составной частью плановых заданий машиностроительных и металлургических заводов Уфы, Благовещенска, Стерлитамака, Белорецка. Значительно укрепили мощь советских ВВС флагманы уральской авиационной промышленности - Уфимский и Пермский моторостроительные заводы. За годы войны они произвели более 200 тыс. моторов, ставших «сердцами» бомбардировщиков А.Н. Туполева и В.М. Петлякова, истребителей С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева.
Проявленное уральцами в годы Великой Отечественной войны несокрушимое единство фронта и тыла продемонстрировало несгибаемую народную волю, стало мощным фундаментом грядущей Победы.
«Никогда еще в истории России Урал не играл такой роли, как во время Великой Отечественной войны советского народа против гитлеровской Германии» - писал Е. Ярославский в конце 1942 года.
Для производства танков, самолетов, пушек, снарядов, сигнальных ракет использовалась большое количество различных металлов. Роль их в разгроме врага велика.
Предлагаем Вам, используя вспомогательный материал и таблицу Д.И. Менделеева, наполнить кроссворд названием металлов.