Законом определены полномочия государственных органов в области административно-территориального устройства.
Наиболее важные вопросы в данной сфере решает Президент Республики Беларусь. Так, Глава государства по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:
ü образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей и районов;
ü присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;
ü принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;
ü относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах;
ü принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;
ü объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну.
При решении вопросов административно-территориального устройства ряд полномочий имеет Совет Министров Республики Беларусь. В частности, он:
ü представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;
ü устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
ü осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
ü определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением;
ü дает согласие областным Советам депутатов на отнесение населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
ü создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу.
Определенными полномочиями при решении вопросов административно-территориального устройства наделены местные Советы депутатов, исполнительные и
распорядительные органы.
Областные Советы депутатов с учетом мнения соответствующих нижестоящих Советов депутатов:
ü вносят в Совет Министров предложения об изменении границ области, образовании и упразднении районов в области и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров, отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения, образовании и упразднении районов в городах областного подчинения и изменении их границ, передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов областного подчинения, о наименовании (переименовании) областей, районов, городов областного подчинения и их районов, изменении границ городов областного подчинения, а также по межобластным спорам, связанным с административно-территориальным устройством;
ü по согласованию с Советом Министров относят населенные пункты к категории городов районного подчинения;
ü устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения и поселков городского типа, решают вопросы о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов городов районного подчинения;
ü относят поселки городского типа к иным категориям населенных пунктов, установленным настоящим Законом; образуют, упраздняют и преобразуют сельсоветы, устанавливают их границы, присваивают наименования (переименовывают) городам районного подчинения, поселкам городского типа, сельсоветам.
Областные исполнительные и распорядительные органы по представлению районных и городских исполнительных и распорядительных органов осуществляют учет существующих и регистрацию образуемых в границах областей административно-территориальных и территориальных единиц, а также исключают их из учетных данных.
Районные Советы депутатов:
ü вносят в областные Советы депутатов предложения об изменении границ районов и сельсоветов, отнесении населенных пунктов к категориям городов районного подчинения, поселков городского типа, о наименовании (переименовании) городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;
ü относят населенные пункты к категории сельских населенных пунктов;
ü устанавливают границы, упраздняют и преобразуют сельские населенные пункты и присваивают им наименования (переименовывают);
ü устанавливают и переносят административно-территориальные центры сельсоветов.
Районные исполнительные и распорядительные органы представляют областным исполнительным и распорядительным органам данные по учету и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц.
Городские Советы депутатов:
ü вносят в областные Советы депутатов предложения об отнесении населенных пунктов к категории городов областного подчинения;
ü вносят в областные Советы депутатов, а Минский городской Совет депутатов - в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменении границ города, образовании и упразднении районов в городах и изменении их границ, передаче поселков городского типа, сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Городские исполнительные и распорядительные органы представляют в вышестоящие исполнительные и распорядительные органы данные по учету и регистрации административно-территориальных единиц.
В соответствии с Законом (ст.14) для рассмотрения вопросов административно-территориального устройства представляются следующие документы и материалы:
· решение соответствующих органов с обоснованием целесообразности вносимых предложений;
· экономическая характеристика, содержащая сведения об общей численности населения, проживающего на территории административно-территориальной единицы;
· перечень основных промышленных предприятий, строительных, транспортных, сельскохозяйственных и других организаций;
· сведения о коммунальном хозяйстве, жилищном фонде, социально-культурных учреждениях, предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;
· сведения о предполагаемом бюджете, размере территории с указанием основных землепользователей, о наличии ближайшей железнодорожной станции;
· предложения о наименовании административно-территориальной единицы;
· схематическая карта с предлагаемыми изменениями;
· расчет предполагаемых затрат;
· другие необходимые для рассмотрения вопроса сведения.
Административно-территориальные и территориальные единицы Республики Беларусь, имеющие закрепленные за ними пространственные пределы, подлежат учету и регистрации. Учет существующих и вновь образуемых административно-территориальных единиц, а также учет и регистрация вновь возникших территориальных единиц (населенных пунктов), изменений подчиненности и наименований административно-территориальных и территориальных единиц производятся соответствующими исполнительными и распорядительными органами.