Название дисциплины: «Судоустройство»

Лекционный материал

ПЛАН УРОКА № 1

Название дисциплины: «Судоустройство»

Тема 1. Предмет, система, основные понятия учебной дисциплины «Судоустройство».

Цель урока:

1. Учебная: в результате урока учащиеся должны усвоить понятия «правоохранительная деятельность», «правоохранительные органы», «юстиция», «органы юстиции», уметь раскрывать содержание дисциплины «Судоустройство», изучить основные положения курса «Судоустройство», его источники, уметь раскрывать содержание правоохранительных органов, органов юстиции, ознакомиться с текущим законодательством Республики Беларусь по данным вопросам;

2. Воспитательная: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;

3. Развивающая: развитие способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;

4. Методическая: активизация познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: лекция

Оборудование: опорный конспект, Конституция Республики Беларусь, учебник «Судоустройство» под ред. Сенько А.С.

Междисциплинарные связи: Общая теория права, Конституционное право, Гражданское процессуальное право, Хозяйственное процессуальное право.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, готовность наглядных пособий, доски, мела.

2. Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.

3. Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы. Рассмотрение предмета, системы и значения курса "Судоустройство", рассмотрения понятия «правоохранительная деятельность», ее органов, значение знаний в области права в работе по специальности.

4. Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно оформляют опорный конспект.

Вопросы для рассмотрения:

1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство».

2. Правоохранительная деятельность: понятие и основные направления (функции).

3. Суд, правоохранительные органы и органы юстиции.

4. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

5. Правовые источники курса «Судоустройство».

5. Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:

1. Определите предмет курса «Судоустройство».

2. Охарактеризуйте систему курса «Судоустройство».

3. Назовите основное значение дисциплины «Судоустройство».

4. Дайте определение правоохранительной функции и правоохранительной деятельности.

5. Перечислите органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

6. Дайте определение юстиции.

7. Охарактеризуйте Концепцию судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

8. Перечислите правовые источники курса «Судоустройство».

6. Подведение итогов урока: анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. Выдача домашнего задания: 1). Учебник: Судоустройство. Максимова Л.П. Мн., 2001 г. Стр. 6-14. 2). Первый и второй съезды судей: Судовы вестнiк. № 8. 2000 г. Стр. 9-23. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

******************************************************************************

Вопрос 1. Предмет, система и значение курса «Судоустройство».

Система, состав, структура, порядок образования, история учреждения судов и правоохранительных органов Республики Беларусь, а также ряда государств ближнего и дальнего зарубежья, правовые основы их организации и деятельности, задачи, функции, компетенция, формы и методы работы, правовой статус работников соответствующих органов освещаются в дисциплине «Судоустройство». Приведенные компоненты составляют предмет курса «Судоустройство».

Таким образом, дисциплина «Судоустройство» – это учебный курс, изучающий теорию судебной и правоохранительной деятельности государства, организацию, компетенцию и деятельность судов и правоохранительных органов Республики Беларусь и зарубежных стран.

Система курса «Судоустройство» традиционно подразделяется на три части:

  1. общую часть, в которой приводятся сведения об основополагающих вопросах и понятиях курса;
  2. особенную часть, в которой подробно, в виде отдельных тем, излагается современная организация и деятельность суда и конкретных правоохранительных органов Республики Беларусь, а также история их образования и развития;
  3. специальную часть, которая посвящена вопросам устройства судов и правоохранительных органов зарубежных государств.

Основное значение дисциплины «Судоустройство» проявляется в том, что она является необходимым вводным курсом, предваряющим изучение студентами других юридических наук, способствует овладению юридическим языком и юридической терминологией, прививает навыки работы с нормативными правовыми актами.

Вопрос 2. Правоохранительная деятельность: понятие и основные направления (функции).

Государство для решения стоящих перед ним задач осуществляет различные функции, одной из которых является правоохранительная функция – это направление деятельности государства по обеспечению правопорядка и законности, защиты прав и законных интересов участников правовых отношений, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений.

Правоохранительная функция государства реализуется посредством правоохранительной деятельности. Различают правоохранительную деятельность в широком и узком смысле слова. Все государственные и должностные лица в той или иной степени в пределах своей компетенции занимаются правоохраной, тем самым, осуществляя правоохранительную деятельность в широком смысле слова (общая правоохранительная деятельность). Правоохранительная деятельность в узком смысле слова – это специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений, осуществляемая специально созданными для этого судами и правоохранительными органами (специальная правоохранительная деятельность).

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «правоохранительная деятельность». На основании выше изложенного, правоохранительную деятельность можно определить, как предусмотренную законодательством и осуществляемую в определенном процессуальном порядке деятельность судов и правоохранительных органов по охране прав и законных интересов участников правовых отношений и обеспечению выполнения ими своих обязанностей, связанную, как правило, с применением юридических мер воздействия.

Вопрос 3. Суд, правоохранительные органы и органы юстиции.

Правоохранительная деятельность осуществляется специально учрежденными для этого органами, которые соответственно и именуются правоохранительными органами. Это прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции – Министерство юстиции, нотариат. Традиционно к правоохранительным органам относят также адвокатуру, юридическую службу предприятий (объединений), лиц, оказывающих юридические услуги по лицензиям.

Споры вызывает и вопрос об отнесении к правоохранительным органам судов. Суд – это указанный законодательством в качестве такового государственный орган, призванный осуществлять правосудие и иные, возложенные на него функции.

Юстиция – это система судебных учреждений, судебное ведомство.

Все действующие суды и правоохранительные органы страны принято именовать органами юстиции (юстиция государства). Помимо этого в теории судоустройства употребляется понятие «уголовная юстиция». Под уголовной юстицией понимается совокупность судов и правоохранительных органов, участвующих в предварительном расследовании уголовных дел и разрешении их в суде.

Вопрос 4. Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

23 апреля 1992 г. Верховным Советом Республики Беларусь была одобрена Концепция судебно-правовой реформы, определяющая долгосрочную программу преобразования и дальнейшего развития судебных и правоохранительных органов. Устанавливалось, что целями судебно-правовой реформы являются следующие:

1. создание правовой системы, способной обеспечит функционирование правового государства;

2. утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан, действенности законов;

3. воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих нормам международного права и рекомендациям юридической науки.

Концепция судебно-правовой реформы содержит 10 разделов. Первый посвящен обоснованию причин проведения реформы. Во втором – восьмом разделах соответственно изложены перспективы развития и реформирования:

  1. судебной власти и судебной системы;
  2. предварительного расследования;
  3. прокурорского надзора;
  4. Министерства юстиции и его органов на местах;
  5. органов адвокатуры;
  6. органов внутренних дел и государственной безопасности;
  7. общественных формирований юристов.

Девятый раздел посвящен вопросам реформирования законодательства. Десятый – этапам реализации Концепции.

Вопрос 5. Правовые источники курса «Судоустройство».

Правовыми источниками курса «Судоустройство» являются законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации и деятельности судов и правоохранительных органов. Единым кодифицированным источником о судоустройстве является Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».

Правовые источники подразделяются на две основные группы – национальные акты и международно-правовые акты (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.). Национальные правовые источники в свою очередь классифицируются по юридической силе и предмету регулирования.

По юридической силе источники подразделяются на следующие виды:

  1. Конституция Республики Беларусь;
  2. законы;
  3. декреты и указы Президента Республики Беларусь;
  4. постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  5. нормативные правовые акты судов и правоохранительных органов.

В зависимости от регулирования того или иного направления (функции) правоохранительной деятельности, выделяют следующие группы правовых источников курса:

1. правовые источники общего характера (относятся акты, содержащие правовые предписания, касающиеся организации и деятельности каждого правоохранительного органа и суда, – Конституция Республики Беларусь, международно-правовые акты);

2. правовые источники о судебной власти, правосудии и судах;

3. правовые источники об организационном и материально-техническом обеспечении деятельности судов и управлении в области юстиции;

4. правовые источники о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

5. правовые источники об организации выявления и расследования преступлений;

6. правовые источники об организации охраны общественного порядка и обеспечения государственной безопасности;

7. правовые источники об организации оказания юридической помощи и юридических услуг.


  ПЛАН УРОКА № 2.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: