Правовой статус судей в Республике Беларусь

Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита.

Статус судьи получил развернутую регламентацию в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (раздел III, ст.ст.59 – 78).

Следует отметить, что в России, Украине и некоторых других странах СНГ приняты законы о статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы принята Европейская Хартия о статусе судей. Она устанавливает стандарты статуса судей, на которые должны ориентироваться европейские государства, в том числе и Республика Беларусь.

Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» определяет права и обязанности судей. Так, судьи при осуществлении судебной власти вправе:

1) требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;

2) вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным судом о проверке конституционности нормативного акта;

4) запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

В то же время судьи обязаны: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми; избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Закон запрещает судьям заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям.

Для правового статуса судей в Республике Беларусь характерны следующие свойства:

1) независимость; 2) несменяемость; 3) неприкосновенность; 4) политическая нейтральность; 5) надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита.

Независимость судей обеспечивается установленными в законе гарантиями, но в значительной мере зависит от самих судей, от их принципиальности, верности присяге.

Пленум Верховного суда Республики Беларусь в постановлении от 23 декабря 1999 г. «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов» подчеркнул, что «…обеспечение независимости суда должно стать нравственным долгом судьи и важнейшей гарантией требований закона при осуществлении правосудия» (см.: Судовы веснік. 2000, № 1, с.9).

Несменяемость судей означает назначение (избрание) судей на неограченный срок, то есть бессрочно. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом (ст.63 Закона).

Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет – непременная гарантия независимости судей. В соответствии с этим положением судья и члены его семьи, а также его имущество берутся под особую защиту государства.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его избравшего либо назначившего с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором. Уголовные дела в отношении судей подсудны Верховному суду Республики Беларусь.

Материальное и социальное обеспечение судей, меры их правовой и социальной защиты должны гарантировать независимое исполнение ими должностных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров. По этому поводу Первый съезд судей Республики Беларусь в резолюции от 5 декабря 1997 г. отметил, что необходимо не только повышать профессионализм судей, усиливать их ответственность за качество осуществления правосудия, но и надлежаще обеспечить гарантии правовой и социальной защиты судей, улучшить материально-техническое состояние судов, внедрять научно обоснованные нормативы нагрузки судей (см.: Первый съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. – Мн., 1998, стр.162).

Заработная плата судей состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный класс и выслугу лет, премий и иных выплат в соответствии с законодательством.

В соответствии с Законом Республики Беларусь “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 13 декабря 1999 г. предусматривается систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, их близких, направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

К числу мер государственной защиты относятся: 1) применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности имущества; 2) применение мер правовой защиты, предусматривающих повышенную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; 3) осуществление мер социальной защиты, установленных законом, в том числе реализация права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находившихся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: