double arrow

Компетенция Конституционного суда Республики Беларусь

В соответствии со ст.1 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.

В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» Конституционный суд в порядке конституционного судопроизводства рассматривает вопросы и дает заключения:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Нормы о Конституционном суде Республики Беларусь включены в главу 6 Конституции под названием «Суд». Этим подчеркивается принадлежность Конституционного суда к судебной власти.

Конституционный суд Республики Беларусь - это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти. Он осуществляет судеб­ную власть посредством конституционного судопроизводства.

Первоначально Закон наделял Конституционный суд правом рассматривать по своей инициативе дела о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией (ст.104), Конституционный суд по предложению депутатов Верховного Совета (не менее 70 чел.) обязан был вынести заключение о нарушении Президентом Конституции Республики Беларусь. В новой редакции Конституции указанные полномочия Конституционного суда упразднены.

Необходимо отметить, что компетенция конституционных судов европейских стран более широкая. К примеру, Конституционный суд Российской Федерации, кроме проверки конституционности (законности) нормативных актов, разрешает споры о компетенции между высшими органами государственной власти; по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле; по запросам конкретных государственных органов дает толкование Конституции Российской Федерации.

Согласно части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд является единственным государственным органом, который осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Эта деятельность Конституционного Суда находит свое выражение в принимаемых им решениях, которые обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Особенностью конституционного контроля является отсутствие системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения. Этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование. Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конституционный суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетом, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Лишь решения местных референдумов выпадают из сферы контроля Конституционного суда.

В связи с тем, что проводится проверка акта на его соответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокой юридической силой, возможна проверка конституционности всех норм «по вертикали». Проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, суд может в своем решении указать на несоответствие Конституции и других нормативных актов.

3. Порядок формирования и состав Конституционного суда

Орган конституционного контроля в Беларуси формируется Главой государства совместно с законодательным органом. Шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются верхней палатой парламента – Советом Республики.

Председатель Конституционного суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа судей Конституционного суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного суда.

Судьей Конституционного суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, являющийся специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень, и обладающий высокими моральными качествами.

Судьи Конституционного суда назначаются или избираются сроком на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Председатель Конституционного суда может быть в любое время освобожден от должности Президентом с уведомлением Совета Республики.

В конституционных судах европейских стран разное количество судей. Например, в Чехии, Венгрии и Польше – 15, в Румынии - 9 судей, в Болгарии - 12, в Литве - 9, в Украине - 18, России - 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: