Задание 10

Законодательное собрание Чукотского автономного округа обрати­лось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о про­верке соответствия Конституции РФ отдельных положений Федераль­ного закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих распределение половины мест в Государственной Думе между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорцио­нально количеству голосов, поданных за каждый список.

По мнению заявителя, Конституцией РФ установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти. Конституцией РФ не предусмотрено право юридических лиц на выдвижение кандидатов. Поэтому, по мнению собрания, избра­ние депутатов Государственной Думы по федеральным спискам канди­датов в депутаты, выдвинутых общественными объединениями и партиями (как юридическими лицами), нарушает конституционные избира­тельные права граждан Российской Федерации.

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?

Становились ли подобные вопросы, в том числе о правах юридиче­ских лиц, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ ранее?

Отвечая на вопрос задачи нужно обратиться к Определению Конституционного суда РФ от 20.11.1995 № 77-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998г. № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Регламентация избирательных процедур, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, различные решения, причем определяются они, как правило, не в текстах конституций, а законодательным путем. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов, как будет определятся допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства.

Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган – Федеральной Собрание Российской Федерации- в соответствии с правилами законодательной процедуры. В соответствии с конституционными принципом разделения властей Конституционный Суд РФ не в праве подменять законодателя. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» он решает исключительно вопросы права (ст.3) и должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых, по сути преобладают аспекты политической целесообразности.

Таким образом Федеральный закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не противоречит нормам Конституции РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: