Законодательное собрание Чукотского автономного округа обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих распределение половины мест в Государственной Думе между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально количеству голосов, поданных за каждый список.
По мнению заявителя, Конституцией РФ установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти. Конституцией РФ не предусмотрено право юридических лиц на выдвижение кандидатов. Поэтому, по мнению собрания, избрание депутатов Государственной Думы по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых общественными объединениями и партиями (как юридическими лицами), нарушает конституционные избирательные права граждан Российской Федерации.
Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?
Становились ли подобные вопросы, в том числе о правах юридических лиц, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ ранее?
Отвечая на вопрос задачи нужно обратиться к Определению Конституционного суда РФ от 20.11.1995 № 77-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998г. № 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Регламентация избирательных процедур, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, различные решения, причем определяются они, как правило, не в текстах конституций, а законодательным путем. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении депутатских мандатов, как будет определятся допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства.
Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган – Федеральной Собрание Российской Федерации- в соответствии с правилами законодательной процедуры. В соответствии с конституционными принципом разделения властей Конституционный Суд РФ не в праве подменять законодателя. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» он решает исключительно вопросы права (ст.3) и должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых, по сути преобладают аспекты политической целесообразности.
Таким образом Федеральный закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не противоречит нормам Конституции РФ.