МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Курс лекций для слушателей ИПКиПК
специальностей «Коммерческая деятельность на рынке товаров
народного потребления» и «Экспертиза товаров народного потребления»
Могилев, 2004
УДК 338.24
Рассмотрен и рекомендован
к изданию на заседании кафедры Э и ОП
Протокол № 7 от 5.03.2004 года
Рассмотрен и рекомендован к изданию
на заседании Совета ИПК
Протокол №1 от 29 октября 2004 года
Составитель ст. преподаватель Ю.А.Синица
Рецензент к.э.н., доцент Т.И. Сушко
© Могилевский государственный университет продовольствия
Введение в менеджмент
Сущность менеджмента организации
Менеджмент организации — научная дисциплина, в которой рассматриваются положения общего менеджмента и особенности их применения в условиях производственно-хозяйственной деятельности перерабатывающих предприятий АПК.
Следует отметить, что до 90-х годов прошлого столетия традиционными функциями управленияявлялись:
-общее руководство, прогнозирование и планирование, совершенствование технологии;
-контроль качества продукции и технологического процесса;
-организация приемки, хранения и контроль качества сырья;
-оперативное управление производством;
-ремонт и энергетическое обслуживание;
-транспортное обслуживание;
-организация труда;
-оплата труда;
-охрана труда и техника безопасности;
-управление материально-техническим снабжением и сбытом;
-бухгалтерский учет и финансовая деятельность;
-обработка информации, совершенствование организации производства, труда и управления.
При переходе к рыночной экономике у руководителей предприятий появились новые функции управления, связанные с финансами, маркетингом, консалтингом, рекламой, инновациями. Для их выполнения потребовались новые знания, методы и навыки. Управленческая деятельность стала требовать от руководителей нового подхода. Это связано с тем, что современное производство должно соответствовать повышенным требованиям к своей деятельности, что обусловлено рядом причин:
- необходимостью высокой гибкости производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий — больше;
-сложной технологией производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
-серьезной конкуренцией на рынке товаров (услуг), в корне изменившей отношение к качеству продукции;
-резким изменением структуры издержек производства;
-необходимостью учета неопределенности внешней среды.
Основная цель курса состоит в изучении, усвоении и приобретении навыков профессионального управления производственно-комерческой деятельностью перерабатывающих предприятий АПК. Цель определяет следующие задачи курса:
-усвоение сущности отраслевого менеджмента, его предмета, задач, методологии, особенностей объекта управления;
-ознакомление с механистическими и адаптивными организационными структурами и современными технологиями управления;
-изучение методов разработки и принятия управленческих решений;
-усвоение научных основ функций и методов управления;
-усвоение форм и методов управления персоналом, организации управленческого труда;
Для успешного решения перечисленных задач необходимы знания по социально-гуманитарным, общенаучным и общепрофессиональным дисциплинам таким, как хозяйственное право, микроэкономика, экономика предприятия, статистика, организация коммерческой деятельности, анализ хозяйственной деятельности, финансы и кредит, бухгалтерский учет, информатика, экономико-математические методы.