Различают коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную эффективность.
Коммерческая эффективность рассчитывается соотношением финансовых затрат и результатов, которые обеспечивают требуемую норму рентабельности. Коммерческая эффективность может определяться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта на каждом шаге расчета выступает разность между притоком и оттоком денежных средств, рассчитываемая с помощью дисконтирования.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы республиканского или регионального бюджета. Основной показатель бюджетной эффективности – интегральный бюджетный доход рассчитывается по формуле
, (10.1)
где Dt – результаты, достигаемые t-м году, т.е. доход от применяемой новой техники (технологии);
Зt – затраты, осуществляемые в t-м году;
Т – расчетный период;
Кд – коэффициент дисконтирования;
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают результативность инновационного проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также его участников (отраслей промышленности, предприятий и организаций). При этом в состав результатов инновационного проекта включаются:
- конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке, выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности, созданная участниками в ходе осуществления проекта);
- социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку;
- прямые финансовые результаты;
- кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин.
Кроме того, учитываются косвенные финансовые результаты: изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий, а также затраты на консервацию либо ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, которые не поддаются стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятия решения о государственной поддержке инновационных проектов.
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих факторов:
- продолжительности инновационного периода;
- срока службы объекта инновации;
- степени достоверности исходной информации;
- требований инвесторов.
Общим принципом оценки эффективности является сопоставление результата и затрат.
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой — сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичныхпо назначению вариантов инноваций.
Сравнение различных инновационных проектов либо вариантов проекта и выбор лучшего из них производят разнообразными методами.