Принципы преподавания морфологии в школе

Общеметодические принципы преподавания морфологии в школе:

Экстралингвистический принцип предполагает сопоставление частей речи с понятиями реальной действительности (н-р, школьники понимают, что имя существительное обозначает предмет, понятие и т. д., прилагательное – качество, свойство и т.д.). Работа с учётом данного принципа помогает понять назначение языка в обществе.

Функциональный принцип заключается в показе функции различных частей речи в связном тексте.

Структурно-семантический принцип определяет рассмотрение частей речи с точки зрения их структуры, т.е. формальных грамматических признаков, и значения. Так, форма предложного падежа имени существительного выражает с одними предлогами объектное, а с другими пространственное значение (лежать на столе, думать о брате).

Принцип внутриуровневых и межуровневых связей предполагает связь частей речи друг с другом (хотя бы предыдущий пример, как меняется значение существительного в зависимости от предлога), а также связь морфологии и синтаксиса (способность частей речи являться теми или иными членами предложения).

Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений в системе частей речи.

К частнометодическим принципам методики морфологии относятся лексико-грамматический; парадигматический; морфолого-синтаксический.

Первый принцип направляет внимание учителя и учащихся на сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи, например, беготня: лексическое значение «быстрое перемещение людей на ногах в разных направлениях» и общее смысловое значение «действие в форме существительного». Парадигматический принцип предполагает сопоставление косвенных форм и исходной формы, а морфолого-синтаксический – члена предложения и части речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: