Единицы языка, изучаемые в школе, прямо или опосредованно связаны с внеязыковой действительностью (т.е. с окружающим нас миром) и друг с другом, по-разному оцениваются и используются говорящими в собственной речи. Соответственно при изучении любого раздела науки о языке действуют общедидактические и общие методические принципы. Общие дидактические принципы те же: научность, наглядность, преемственность и перспективность, активность, индивидуальный подход в обучении. Сказать о принципе перспективности! Программа! М.Т.Баранов выделяет следующие общеметодические принципы:
Экстралингвистический принцип предполагает соотнесение словосочетания и предложения с реальной действительностью, например, в виде рисунка.
Функциональный принцип заключается в сообщении функции словосочетания и предложения в речи быть средством отражения событий.
Структурно-семантический принцип рассматривает предложение с точки зрения строения (бессоюзное) и с точки зрения содержания (отношений, выражаемых бессоюзным предложением).
Принцип внутриуровневых связей предполагает рассмотрение связи между словосочетанием и предложением (словосочетания формируют предложения). Межуровневых связей – связь синтаксиса и морфологии, например, когда та или иная часть речи выступает определённым членом предложения.
Нормативно-стилистический принцип заключается в выборе словосочетания и предложения с точки зрения его уместности употребления в зависимости от ряда условий, например, адресата, замысла, жанра, стиля речи.
Исторический принцип предполагает учёт исторических изменений в структуре предложения и словосочетания.
Методика синтаксиса выработала и частнометодические принципы:
-интонационный (сопоставление структуры и интонации);
морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи).