Из методического наследия

Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии; без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие невозможно понять его состояние сегодня.

Возникновение методики русского языка связывается с появлением в 1844 году книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка». Фёдор Иванович Буслаев – гуманист; для него человек – носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку – значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без «методы». Он разграничивает «учебную методу» и «учёную методу», т. е. методы обучения и методы исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике «охоту к серьёзным занятиям и пробудить любовь к науке» (Мои воспоминания. – 1897. – С. 136). Ф.И.Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образов художественной литературы и фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов; чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике и лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения – изложения. Сочинения, переписку, переводы, деловое письмо. Основной задачей обучения считал развитие «врождённого дара слова». В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного».

Книга «О преподавании отечественного языка» состоит из 2-ух частей: теоретической и практической. В теоретической содержится учение о предмете преподавания, о правилах, главных положениях, методах и приёмах обучения. В практической – описание научно обоснованной системы преподавания русского языка, начиная с младших классов гимназии. Ф.И.Буслаев убедительно доказал, во-первых, что предметом преподавания должен быть родной язык, изучаемый в лингвистическом и филологическом плане; во-вторых, что методика преподавания должна показать, каким образом, сообразуясь с законами развития учащихся, довести его до сознательного усвоения родного языка. Доказал, что родной язык как учебный предмет должен сохранять самостоятельное значение, поэтому в школе необходимо изучать именно язык, т.е. читать образцовые произведения, анализировать их с точки зрения лексики, фонетики, грамматики, стилистики, правописания, а также развивать речь и мышление детей.

Впервые даёт чёткое понятие метода. «Метода – это способ или образ учения». Выделил 2 метода: 1) гейристический – заключается в ответе ученика на задаваемый вопрос и 2) историко-догматический, когда преподаватель излагает содержание предмета, а ученики только слушают и запоминают.

Выделил 4 закона преподавания отечественного языка:

1.Ученику вместе с формой должно даваться содержание.

2.Определённая последовательность процесса обучения: овладение формами речи, а затем усвоенные формы доводятся до сознания учащихся посредством анализа.

3.Постоянное соединение теории с практикой (употребление усвоенных форм в речи), т.е. разнообразие практических упражнений.

4.Рассмотрение форм должно сочетаться с поисками их значения: т.е. соединение внешнего и внутреннего.

На основе этих законов выработал 4 главных принципа обучения:

1.Всё грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели пересказать.

2.Грамматика должна быть только прибавлением к чтению.

3.На первой степени отечественная грамматика должна научить пользоваться русским языком устно и письменно + образование.

4.На высшей степени грамматика – это наука и предполагает соединение внешнего и внутреннего.

Во второй главе книги «Опыты преподавания» учёный указал, как следует применять на практике теоретические знания о правилах, главных положениях, методах и приёмах. В главе с предельной последовательность и конкретностью отражена работа учителя по подготовке детей к изучению грамматики как науки в процессе научно обоснованной системы упражнений в чтении, устных и письменных переложениях, в разборе.

Книга положила начало научным исследованиям в области методики. Актуальны мысли и высказывания Ф.И. Буслаева до нашего времени (не все6 непризнание грамматики самостоятельной системной наукой для первоначального обучения, требование изучать только связные тексты, причём тексты только религиозного характера…).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: