Из методического наследия

Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии; без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие невозможно понять его состояние сегодня.

Возникновение методики русского языка связывается с появлением в 1844 году книги Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка». Фёдор Иванович Буслаев – гуманист; для него человек – носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку – значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без «методы». Он разграничивает «учебную методу» и «учёную методу», т. е. методы обучения и методы исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике «охоту к серьёзным занятиям и пробудить любовь к науке» (Мои воспоминания. – 1897. – С. 136). Ф.И.Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образов художественной литературы и фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов; чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике и лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения – изложения. Сочинения, переписку, переводы, деловое письмо. Основной задачей обучения считал развитие «врождённого дара слова». В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посредством известного».

Книга «О преподавании отечественного языка» состоит из 2-ух частей: теоретической и практической. В теоретической содержится учение о предмете преподавания, о правилах, главных положениях, методах и приёмах обучения. В практической – описание научно обоснованной системы преподавания русского языка, начиная с младших классов гимназии. Ф.И.Буслаев убедительно доказал, во-первых, что предметом преподавания должен быть родной язык, изучаемый в лингвистическом и филологическом плане; во-вторых, что методика преподавания должна показать, каким образом, сообразуясь с законами развития учащихся, довести его до сознательного усвоения родного языка. Доказал, что родной язык как учебный предмет должен сохранять самостоятельное значение, поэтому в школе необходимо изучать именно язык, т.е. читать образцовые произведения, анализировать их с точки зрения лексики, фонетики, грамматики, стилистики, правописания, а также развивать речь и мышление детей.

Впервые даёт чёткое понятие метода. «Метода – это способ или образ учения». Выделил 2 метода: 1) гейристический – заключается в ответе ученика на задаваемый вопрос и 2) историко-догматический, когда преподаватель излагает содержание предмета, а ученики только слушают и запоминают.

Выделил 4 закона преподавания отечественного языка:

1.Ученику вместе с формой должно даваться содержание.

2.Определённая последовательность процесса обучения: овладение формами речи, а затем усвоенные формы доводятся до сознания учащихся посредством анализа.

3.Постоянное соединение теории с практикой (употребление усвоенных форм в речи), т.е. разнообразие практических упражнений.

4.Рассмотрение форм должно сочетаться с поисками их значения: т.е. соединение внешнего и внутреннего.

На основе этих законов выработал 4 главных принципа обучения:

1.Всё грамматическое учение должно быть основано на чтении писателя. Главная задача состоит в том, чтобы дети ясно понимали прочитанное и умели пересказать.

2.Грамматика должна быть только прибавлением к чтению.

3.На первой степени отечественная грамматика должна научить пользоваться русским языком устно и письменно + образование.

4.На высшей степени грамматика – это наука и предполагает соединение внешнего и внутреннего.

Во второй главе книги «Опыты преподавания» учёный указал, как следует применять на практике теоретические знания о правилах, главных положениях, методах и приёмах. В главе с предельной последовательность и конкретностью отражена работа учителя по подготовке детей к изучению грамматики как науки в процессе научно обоснованной системы упражнений в чтении, устных и письменных переложениях, в разборе.

Книга положила начало научным исследованиям в области методики. Актуальны мысли и высказывания Ф.И. Буслаева до нашего времени (не все6 непризнание грамматики самостоятельной системной наукой для первоначального обучения, требование изучать только связные тексты, причём тексты только религиозного характера…).




double arrow
Сейчас читают про: