Данный тип урока используется после того, как изучен или определённый раздел учебного курса, или весь учебный курс. Такой урок целесообразно провести по теме «Словообразование и орфография» в 6 классе. Центральную часть урока занимает урок-семинар с выставкой всех имеющихся в школе книг и словарей по словообразованию.
Затем записывается сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Один из ребят рассказывает по плану о словообразовании в русском языке. Все остальные приводят примеры.
После этого выполняются соответствующие упражнения.
Под обобщением понимается выделение общих, универсальных законов существования всех компонентов того или иного языкового явления. Обобщение тесно связано с систематизацией.
Уроки обобщения охватывают большой объём материала, отличаются характером выдвигаемых вопросов, более активных использованием учебной литературы, словарей, справочников, наглядных пособий и др. Они требуют специальной подготовки учителя и учеников. Продумав приёмы работы и сформулировав проблемные вопросы темы, учитель заранее знакомит с ними учащихся, советует, какую литературу использовать при подготовке к уроку. На таких уроках особенно ярко проявляются творческие особенности учителя.
Для систематизации знаний в практике школ широко используются обобщающие таблицы. Использование таблиц для презентации значительного по объёму теоретического материала в целостном и компактном виде помогает учащимся лучше воспринимать укрупнённые дозы лингвистических сведений, быстрее и глубже их осмысливать. Кроме того, их применение даёт возможность быстро и экономно осуществлять на уроке актуализацию опорных знаний, необходимых учащимся при повторении и закреплении изученного и благодаря этому в значительной мере сокращать объём домашних заданий по русскому языку (Обобщающие таблицы: РЯ и Л (укр.) № 9, 1991; №4,1991).
На уроках обобщения следует практиковать доклады на лингвитстическую тему, рефераты («Когда ставится запятая», «Орфограммы в корнях и др.); выполнение дифференцированных упражнений. Менее подготовленные ученики могут заниматься осложнённым списыванием, а затем воспроизведением списанного текста по памяти. Хорошо подготовленные ученики получают задание подобрать примеры, иллюстрирующие повторяемый материал.
На заключительном этапе урока могут проводиться небольшие контрольные или самостоятельные работы теоретического и практического характера.
Основные структурные элементы обобщающего урока:
1)объявление темы урока, постановка цели и задач;
2)воспроизведение знаний обобщающего характера;
3)систематизация знаний, формирование умений и навыков систематизации;
4)выполнение дифференцированных заданий с целью углубления теоретических знаний, совершенствования умений и навыков анализа языкового явления и его применения в устной и письменной речи;
5)контроль;
6)подведение итогов;
7)домашнее задание;
8)оценка.
Обобщение изученного проводится в конце прохождения тем: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Наречие» и т.д., а также «Орфограммы в приставках», «Орфограммы в окончаниях» и др.