Психодинамическое направление

Представители психодинамического направления: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм, Альфред Адрел, Карен Хорни, Эрик Берн и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА: глубинная психология – психоанализ.

Термин «психодинамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека с точки зрения динамики, взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих и их влияния на психическую жизнь и поведение человека.

В структуру личности, по мнению Фрейда З., основателя психоанализа, входят 3 компонента:

1. Эго, или Я – сознательная часть – ощущения и переживания, которые осознаются в данный момент.

2. Супер-эго, или Сверх-Я – предсознание – опыт, который не осознаются в данный момент, но может быть легко осознан спонтанно или в результате минимального усилия. Это моральные стандарты, совесть, родительские установки и т.д.

3. Ид, или Оно – бессознательная часть.

Центральными в психоанализе являются представления о бессознательных психических процессах, которые рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирования личности.

Содержанием бессознательного составляют подавленные инстинктивные побуждения, прежде всего сексуальные и агрессивные. Вытеснение этих инстинктивных побуждений происходит под влиянием моральных норм, правил и запретов.

Эго ответственно за принятие решений и стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми обществом, носителем которых является Супер-эго. Участвует в этом механизм сублимации – преобразования энергии либидо в социально-приемлемые виды деятельности.

Причиной различных расстройств является неправильное психосексуальное развитие.

Согласно теории психосексуального развития Фрейда З., особенности развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.

Корни расстройств находятся в прошлом, в детских конфликтах и травмах, особенно это касается Эдипова (Электры) комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя.

В процессе развития человек проходит через ряд стадий психосексуального развития: оральную (от рождения до момента приучения к туалету), анальную (от момента приучения к туалету до 4 лет), фаллическую (от 4 до5-7 лет), латентную (5-7 – 10-11 лет), генитальную (начиная с полового созревания). На каждой стадии либидо сосредотачивается на определенной части тела. Опыт прохождения данных стадий способствует формированию определенного стиля поведения через черты характера, формирующие при фиксациях на определенной стадии, а также через особые когнитивные способы – механизмы защиты и переноса.

Трактовка РАССТРОЙСТВА:

Невроз – это следствие конфликта между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. Содержательно эти потребности и тенденции могут разными представителями психодинамического направления пониматься по-разному.

С точки зрения Фрейда, вытесненные в бессознательное первичные инстинктивные потребности и влечения не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, даже усиливают его, и далее проявляются либо в социально-приемлемых формах поведения (за счет сублимации), либо, если это невозможно, в виде невротических симптомов.

Например, Адлер А. рассматривал сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению. Невротический симптом – это результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства.

С точки зрения Юнга К. источником невротических нарушений являются противоречия между аффективно заряженными комплексами (совокупность мыслей, представлений, тенденций, воспоминаний, желаний, чувств …), которые содержит личное бессознательное и сознательным Я.

По-мнению Хорни К. к неврозу может привести противоречие между 2-мя основными потребностями человека: в безопасности и в удовлетворении. Таким образом, различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.

Фромм Э. считает, что конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности представлен как у больных неврозами, так и у здоровых людей, но с разной степенью интенсивности.

ЦЕЛЬ психологического вмешательства:

Исходя из концепции невроза, основная задача психотерапевта в рамках психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным, ОСОЗНАТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (т.е. детские стереотипы, кризисы, психотравмы как истоки проблем клиента).

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Чтобы достичь осознания, психоаналитик должен подвергнуть анализу ряд психологических феноменов, в которых бессознательное находит свое выражение. Такими феноменами являются: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного, перенос, сопротивление.

Это означает, что в самом общем виде можно сказать, что сущность психоанализа заключается в выявлении и осознании бессознательного за счет анализа его символических проявлений, свободных ассоциаций, переноса и сопротивления.

Психотерапевт вызывает изменения, которые облегчают проявление и понимание пациентом бессознательного. Желательные изменения – это достижение глубокого инсайта понимания далекого прошлого (интеллектуальное и эмоциональное).

Динамический психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому, чего он добивается путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания значения символов бессознательного.

В лучшем случае при окончательном разрешении невротического конфликта возможна полная реорганизация личности. Наиболее важным проявлением этого служит разрешение Эдипова комплекса, что традиционно считается необходимым для здоровой личности.

Окончательная интеграция личности означает власть ЭГО над импульсами ИД: «где было ИД, там станет ЭГО».

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Временной подход является историческим, фокусирующемся на субъективном прошлом.

Психоаналитическая работа является долговременной и интенсивной.

Классическая психоаналитическая техника включает ежедневные (5 раз в неделю) встречи с пациентом, укладывание его на кушетку, избегание всяческих советов, приписывания лекарств, воздержание от управления жизнью, ограничение высказываний интерпретациями и инструктирование по выполнению основного правила свободных ассоциаций – сообщать свои мысли безоговорочно и не делать попыток сосредоточиваться во время этого.

ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Исторически были описаны 2 роли, или позиции, психотерапевта.

1. С принятием во внимание явлений переноса: психоаналитик выполняет интерпретирующую и отражающую роль и занимает недирективную, бесстрастную (чтобы предотвратить предложение психотерапевтом любви пациенту, которой тот страстно желает) или фрустрирующую позицию.

2. С осуществлением терапевтического союза: альтернативные, рациональные отношения между пациентом и психотерапевтом, психотерапевт стремится к формированию реального и зрелого союза с сознательным, зрелым ЭГО пациента и поощряет его быть партнером в выявлении его трудностей.

МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ:

Медицинская: врач – пациент, или родитель-ребенок, взрослый-ребенок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: