Когнитивно-поведенческое направление

Представители когнитивно-поведенческого направления –

Бихевиоризм: Джон Уотсон, Эдвард Торндайк, Эдвард Толмен, Беррес Фредерик Скиннер, Альберт Бандура и др.

Когнитивизм: Ульрик Найссер, Джером Брунер, Жан Пиаже, Джордж Келли, Альберт Эллис, Арон Бек и др.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА: бихевиоризм. Используются принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур.

Поведение является единственной реальностью, доступной непосредственному наблюдению и воздействию.

Личность – это опыт, который человек приобрел в течение жизни.

Основной целью поведения является адаптация. Т.о. адаптивное поведение рассматривается как НОРМА, неадаптивное поведение считается патологическим.

Трактовка РАССТРОЙСТВА и ЦЕЛЬ психологического вмешательства:

Методически данное направление основывается на базовых теориях или моделях научения:

1. Подход, методически основанный на классической парадигме (Павлов, Уотсон). Использует схему:

S R

S – стимул, воздействие окружающего (или внутреннего) мира.

R – поведенческая реакция человека на этот стимул.

Исходя из этой формулы, определенные стимулы вызывают соответствующие реакции, например: залаяла собака – человек испугался. Если нужно вызвать определенную поведенческую реакцию – нужно дать соответствующий стимул.

Невротические симптомы или личностные расстройства рассматриваются как неадаптивное поведение.

Причиной неадаптивного поведения, а следовательно, различных расстройств является усвоенная неадаптивная реакция, которая сформировалась в результате неправильного научения (т.е. человек либо чему-то не научился, либо научился неправильно).

ЦЕЛЬ психологического вмешательства: научение, т.е. замена неадаптивных форм поведения на адаптивные.

Используются такие методы как систематическая десенсибилизация, методы редукции поведения т.е. уничтожения симптома путем замены его релаксацией.

2. Подход, методически основанный на оперантной парадигме (Скиннер). Оперантное поведение – это поведение, вызванное подкреплением, следующим за подкреплением. Использует схему:

R S

Исходя из этой формулы, правильное подкрепление нужной поведенческой реакции способствует закреплению данной формы поведения. Если нужно вызвать определенную поведенческую реакцию – нужно дать соответствующее подкрепление.

Используют различные виды подкрепления, например «жетонная система», некоторые виды тренингов.

3. Подход, методически основанный на парадигме социального научения (Бандура). Используетсянаучение посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения.Использует схему:

S R

– промежуточные переменные – это могут быть эмоциональные, интеллектуальные и др. компоненты. Исходя из этой формулы, между стимулом и реакцией находится то, что и определяет – какой будет поведенческая реакция. Например, залаяла собака – одни человек вспомнил, что однажды после собачьего лая был укушен – и испугался. Другой человек, не имеющий такого травматичного опыта, начнет с интересом смотреть на животное.

Используются разнообразные системы директивной терапии, целью которых является изменение психологических параметров, рассматриваемых как промежуточные переменные, или мишени воздействия – установки или когниции.

4. В случае рассмотрения когниций в качестве промежуточной переменной можно говорить о существовании еще одного подхода – когнитивной модификации поведения (Джордж Келли).

В 20-х годах Джордж Келли использовал в своей клинической работе психоаналитические интерпретации. Его изумля­ло то, с какой легкостью пациенты принимали фрейдовские концепции, кото­рые сам Келли находил абсурдными. В качестве эксперимента Келли начал варьировать интерпретации, которые он давал пациентам, в рамках самых различных психодинамических школ.

Оказалось, что пациенты одинаково принимают предлагаемые им прин­ципы и полны желания изменить свою жизнь в согласии с ними. Келли пришел к выводу, что ни фрейдовский анализ детских конфликтов, ни даже научение прошлого как такового не имеют решающего значения. По мнению Келли, интерпретации Фрейда оказывались эффективными, по­скольку они расшатывали привычный для пациентов способ мышления и предоставляли им возможность мыслить и понимать по-новому.

Успехи клинической практики при самых различных теоретических подходах, согласно Келли, объясняются тем, что в процессе терапии происходит изменение того, как люди интерпретируют свой опыт и как они смотрят на будущее. Люди становятся депрессивными или тревожными, потому что по­падают в западню ригидных, неадекватных категорий собственного мышле­ния. Например, некоторые люди полагают, что авторитетные фигуры всегда правы, поэтому любая критика со стороны авторитетной фигуры действует на них удручающе.

Келли решил создать техники для непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. Он предлагал пациентам осознать свои убеждения и проверить их. На­пример, тревожная, депрессивная пациентка была убеждена, что расхождение с мнением ее мужа вызовет в нем сильный гнев и агрессию. Келли настоял на том, чтобы она тем не менее попробовала высказать мужу собственное мнение. Выполнив задание, пациентка убедилась в том, что это не опасно. Такие домашние задания стали обычными в практике Келли.

В когнитивной терапии расстройства рассматриваются как неадаптивное мышление.

ЦЕЛЬ психологического вмешательства: научение, т.е. замена неадаптивных форм мышления на адаптивные.

Например, человек может неточно оценивать события, следовательно, изменение оценки этих событий должно вести к изменению состояния клиента.

Используются ролевые игры, домашние задания.

Таким образом, можно представить эти 4 подхода как континуум, на одном конце которого – прикладной анализ поведения, фокусирующийся исключительно на наблюдаемом поведении и игнорирующий какие-либо опосредующие когнитивные процессы, на другом – теория социального научения и когнитивная модификация поведения, в существенной степени опирающиеся на когнитивные теории.

Новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется транс­формацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель.

Когнитивно-поведенческие терапевты признают и то, и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и о мире.

Общим в работе поведенческих, когнитивных и когнитивно-поведенческих терапевтов является следующее:

1. Отсутствие интереса к причинам расстройств, т.е. прошлому клиента, работа в настоящем. Когнитивно-поведенческие терапевты гово­рят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению. Если больной приходит к врачу с переломом кости, в задачу врача входит его исправление, а не изучение условий, которые привели к нему

2. Представления о терапии как о процессе научения, а о терапевте – как об учителе. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, когнитивные – новым способам мышления.

3. Домашние задания клиентам.

4. Предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному теориями личности.

Когнитивно-поведенческая терапия учит клиентов по-другому реагировать на ситуации, вызывающие проблемы.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Работа с клиентом представляет собой открытый, систематический процесс.

Поведенческую терапию начинают с идентификации и понимания про­блемы пациента. Терапевт стремится получить подробную информацию о проблеме пациента: о том, как началось расстройство, какова его тяжесть, частота проявлений. Что пациент предпринимал для преодоления проблемы? Что он думает о своей проблеме, обращался ли он прежде к терапевтам?

Терапевт совместно с клиентом составляют программу терапии с четким определением цели – установлением специфической поведенческой реакции, или установки, или когниции, которая должна быть модифицирована.

Далее идет операционализация поведения, функциональный анализ – исследование причинно следственных связей в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента. Например, соответствующее поведение вызывается определенными мыслями, соответственно, нужно работать первоначально с мыслями.

Далее вырабатываются задачи, разъясняются механизмы, этапы.

Определяется то, что будет делать клиент, и что – терапевт. Клиент получает домашние задания, а терапевт контролирует их выполнение.

Т.о., основная функция консультанта – организация эффективного процесса научения.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА:

Временной подход является неисторическим, фокусирующемся на объективном настоящем.

ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА: реальная, но второстепенная для терапии: взаимоотношения отсутствуют.

МОДЕЛЬ ТЕРАПИИ: образовательная, авторитарная, учебный союз: учитель-ученик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: