Виды внимания по объекту

Внешнее внимание – обращено на объекты внешнего мира. Является необходимым условием познания и преобразования окружающего мира.

Внутреннее внимание – обращено на объекты субъективного мира человека. необходимое условие самопознания и саморазвития.

Свойства внимания

1. Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте. Внимание подвержено периодическим непроизвольным колеба­ниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секун­дам, доходя максимум до 12 секунд.

Само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчиво­сти внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

2. К онцентрация внимания –степень или интенсивность сосредоточенности вни­мания.

3. Распределение вниман ия – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных диплома­тических документов. Однако человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на дру­гой.

Иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью авто­матизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, со­вмещение деятельности невозможно.

4. Переключаемость внимания – созна­тельное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В це­лом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодина­кова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотноше­ния между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъек­та к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

5. Объем внимания – количество объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости. Это величина индивидуальная, на как правило, составляет 5±2.

Количество находящихся в поле нашего внимания связан­ных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величи­ной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуриро­вать материал. Последнее обстоятельство необходимо учитывать в педагогической практике, систематизируя предъявляемый материал таким образом, чтобы не пе­регружать объем внимания учащихся.

6. Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с од­ного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя о твлекаемость возникает под влия­нием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, кото­рые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудноугасаемый ориентировочный реф­лекс. Во время учебных занятий школьников, как в классе, так и дома, должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных пере­живаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственно­сти за дело, которым в данный момент занят человек. Чтобы ученик мог вниматель­но и успешно учиться, следует устранять из его жизни отвлекающие от занятий отрицательные переживания: страх, гнев, обиду и др. Воспитание у школьников стойкого и глубокого интереса к знаниям также является важным условием борь­бы с отвлекаемостью внимания.

С отвлекаемостью связан процесс рассеянности.

Мнимая рассеянность – результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Это явление возникает в результате большой сосре­доточенности на какой-либо деятельности.

Подлинная рассеянность наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Произвольное внимание челове­ка, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью.

Причины подлинной рассеянности: общее рас­стройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физиче­ское или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания, значительное количе­ство полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интере­сов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: