Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) – возникает и поддерживается независимо от сознания человека, не требует предварительной готовности человека к данному восприятию или действию, протекает внезапно и, как правило, непродолжительно. Причины непроизвольного внимания:
1. Характер внешнего раздражителя: интенсивность раздражителя (громкий звук), его новизна, необычность, контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма.
2. Соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.
3. Общая направленность личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание.
4. Чувства, которые вызывает воздействующий раздражитель. То, что интересно, что вызывает определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.
Произвольное внимание (волевое, активное, преднамеренное) – управляется сознательной целью. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми.
Послепроизвольное внимание – подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.
В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.
Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.