Виды внимания. Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное)– возникает и поддерживается независимо от сознания человека

Непроизвольное внимание (пассивное, вынужденное) – возникает и поддерживается независимо от сознания человека, не требует предварительной готовности человека к данному восприятию или действию, протекает внезапно и, как правило, непродолжительно. Причины непроизвольного внимания:

1. Характер внешнего раздражителя: интенсивность раздражителя (громкий звук), его новизна, необычность, контраст между раздражителями, а также дли­тельность раздражителя и его величина и форма.

2. Со­ответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

3. Общая направленность личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает на себя внимание.

4. Чувства, которые вызывает воздействую­щий раздражитель. То, что интересно, что вызывает определенную эмо­циональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

Произвольное внимание (волевое, активное, преднамеренное) – управляется сознательной целью. Основной функцией произвольного внимания являет­ся активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологиче­ские, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формирует­ся у ребенка при его общении со взрослыми.

Послепроизвольное внимание – подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внима­ние остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательны­ми интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Очевидно и то громадное значение, которое имеет послепроизвольное внима­ние для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способство­вать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. По­этому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: