Контроль качества осуществляется многоступенчато:
Первая ступень - контроль за деятельностью аудиторских фирм со стороны уполномоченного федерального органа, общественных аудиторских объединений.
Делится на две части:
1). Предварительный, осуществляемый на стадии лицензирования аудиторской деятельности.
2). Последующий контроль. Здесь проверяются качество аудиторских проверок, а также факты нарушения требований законодательства РФ, предъявляемых к аудиторской деятельности.
Проверка качества аудиторской проверки проводится путем перепроверки. Это может быть плановая проверка общественных объединений или уполномоченного органа, либо поступившая жалоба о некачественной работе от клиентов.
Что может рассматриваться в качестве фактов нарушения требований законодательства РФ, предъявляемых к аудиторской деятельности:
- предоставление для получения лицензии недостоверных сведений;
- предоставление аудиторами полученных в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника;
- умышленное сокрытие обстоятельств, исключающих возможность проведения аудитором аудиторской проверки на данном предприятии.
- выход на проведение страхового, банковского аудита без наличия соответствующих специалистов.
Обстоятельства, которые исключают возможность проведения проверки у аудируемого лица:
1). Когда аудиторская фирма по отношению к аудируемому лицу учредителем, собственником или акционером.
2). Когда аудируемое лицо по отношению к аудиторской фирме является учредителем, собственником, акционером, кредитором или страховщиком.
Обстоятельства, исключающие возможность проведения аудита аудитором:
- когда аудитор является учредителем, собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом аудируемого лица, несущим ответственность за соблюдение правильности и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности или состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве.
Вторая ступень - контроль аудиторской фирма за работой своих ведущих аудиторов.
Контроль обеспечивается за счет:
- обсуждения и проверки обоснованности программы аудиторской проверки по конкретному клиенту.
- строгим соблюдением организационно – этических принципов.
- сменой ведущих аудиторов, проверяющих постоянных клиентов фирмы.
Третья ступень - контроль за деятельностью ассистентов аудиторов со стороны ведущих аудиторов.