Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7 % детей. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью (разнгородностью) и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний.

Заболеваний нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, приводящим к параличам).

Врожденной патологии опорно-двигательного аппарата:

врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

Приобретенных заболеваний и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит(одновременное или последовательное воспаление многих суставов),заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета: хондродистрофия (врожденное заболевание костно-хрящевой системы с непропорциональным ростом частей тела и нарушениями окостенения), рахит(заболевание, чаще всего встречающееся у детей младенческого возраста, вызвано витаминной недостаточностью и характеризуется нарушением обмена веществ).

Ведущим в клинической картине перечисленных заболеваний является двигательный дефект: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает в результате воздействия вредоносных экзогенных или эндогенных факторов во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее частые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. При поражении мозга на ранних этапах онтогенеза наиболее тяжело страдают его «молодые» отделы — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. При ДЦП страдают двигательные, познавательные, речевые функции.

Двигательные нарушения при ДЦП имеют сложную структуру и включают следующие компоненты.

Нарушения мышечного тонуса.

гипотония (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые

Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса.

Часто при ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичностъ). Мышцы в этом случае напряжены.

При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии т Е тануса (максимальное повышение мышечного тонуса). При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса.

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы- частичные нарушение и параличи- полная невозможность движений)..

Наличие насильственных движений. Гиперкинезы — непроизвольные, насильственные движения (подергивания. Особого рисунка движения головы), Тремор — дрожание конечностей.

Нарушения равновесия и координации движений (атаксия). проявляются в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

Нарушение ощущений движений (кинестезии). У детей с ДЦП нередко ослаблено чувство позы;

Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных, стато-кинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений.

Наличие патологических тонических рефлексов. они нарушают последовательное развитие двигательных функций, являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций конечностей.

.

Нарушения психического развития при ДЦП.

Проблема нарушений психического развития и их коррекции при ДЦП рассматривается в трудах Ксении Александровны Семеновой,, Галины Васильевны Кузнецовой, И.Ю.Левченко, Елены Михайловны.Мастюковой, Оксаны Григорьевны.Приходько,

Авторы отмечают, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности; эмоционально-волевой сферы; личности.

О тклонения в познавательной деятельности характеризуются:

неравномерным, дисгармоничным характером интеллектуальной недостаточности;выраженностью психоорганических проявлений.

недостаточностью сведений и представлений об окружающем; Среди речевых нарушений чаще всего встречается дизартрия. Интеллект может быть сохранным, а может быть и глубокая умственная отсталость.

Классификация ДЦП

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП.

Ею страдают более 50 % больных церебральным параличом. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами.Рогноз относительно обучения благоприятный.

Двойная гемиплегия

Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги.. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функции рук практически не развивается.Почти у всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой дизартрии.В большинстве случаев дети необучаемы.

Гемипаретическая форма ДЦП

Эта форма характеризуется односторонним повреждением одноименных (левых или правых) конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер.

Как правило, дети с гемипарезами оказываются обучаемыми.

Гиперкинетическая форма ДЦП

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов.

При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Речевые нарушения наблюдаются у 90—100 % больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, т. е. интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. У 50 % детей наблюдается ЗПР.

Атонически-астатическая форма ДЦП

Связана с поражением мозжечка и лобных отделов мозга. Наблюдается следующая патология: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

У 60—80 % детей отмечаются речевые нарушения в виде задержки речевого развития, дизартрии; может иметь место моторная алалия.

Интеллект варьирует от ЗПР до УО различной степени тяжести. При поражении лобных отделов мозга дети малоэмоциональны, безразличны к окружающим, малоинициативны, могут быть очень агрессивными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: