Тема 24. Работа с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями ОДА

План:

1.Значение социальной, медицинской и психологической помощи для семей, имеющих детей с ДЦП.

2.Типы семей, имеющих детей с ДЦП.

3.Трудности в семьях с детьми, имеющими умственную отсталость.

4.Роль психолога и семьи при воспитании ребёнка с ДЦП.

5.Стадии приспособления семьи к наличию ребёнка с ДЦП.

6.Факторы, затрудняющие дальнейшую социальную адаптацию ребёнка с церебральным параличом.

7. Основные направления в работе специалистов с семьёй, имеющей детей с ДЦП.

8. Семьи, особенно нуждающиеся в помощи психолога.

9. Сложности адаптации на социальном и соматическом уровне семей, имеющих детей с ДЦП.

10. Роль психолога в раскрытии нравственных и психологических ресурсов семьи.

Эффективность работы с ребёнком с поражением ОДА зависит от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. По мере взросления ребёнка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье усложняется. Семьи, имеющие таких детей можно разделить на три группы:

1)которые после постановки диагноза могут достигнуть внутрисемейной и социальной адаптации;

2) которые, несмотря на усилия и помощь, не достигают стабилизации поведения; в этих семьях нет правильного представления о положении ребёнка и возможностях его лечения и развития;

3) промежуточная семья с отклонениями во внутрисемейной и внесемейной адаптации.

Наибольшие трудности испытывают семьи, имеющие детей с ДЦП и умственной отсталостью. В адаптации семьи большую роль играю личностные особенности родителей, особенно матери. Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растёт инвалид с детства.

Психолог образовательного учреждения располагает возможностями для коррекционной работы с ребёнком и его семьёй. Он может встречаться с ребёнком в течение нескольких лет, наблюдать тончайшие изменения в его статусе. Эти изменения определяются не только работой психолога, но и семейной ситуацией. Роль семьи в реабилитации детей трудно переоценить: родители и родственники могут стать союзниками профессионалов, а могут сознательно или бессознательно препятствовать реабилитационному процессу. Можно наметить основные направления и формы работы с семьёй.

Рождение ребёнка с отклонениями в развитии – большое потрясение для семьи. Можно выделить несколько стадий приспособления к этой ситуации. Первая – стадия шока, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут виновного в происшедшем, обвиняя один другого или врачей. Иногда агрессия направляется и на новорождённого, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он с дефектами. В семье растёт напряжённость, ухудшается психологический климат. Можно встретиться с реакцией отрицания: родители не верят, что ребёнок с отклонениями.

Вторая стадия – скорби по желанному здоровому ребёнку, которого нет. Отношение к аномальному ребёнку зачастую лишено непосредственности: родители начинают понимать, что они ответственны за него, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода за ребёнком, ищут совета специалистов.

Третья стадия – адаптации. Родители принимают сложившуюся ситуацию, начинают строить жизнь с учётом наличия аномального ребёнка. Показателями адаптации являются признаки: уменьшение чувства печали, усиление интереса к окружающему, появление готовности активно решать проблемы. Но всё же подавляющее число родителей живёт в условиях постоянного психологического стресса, поскольку по мере взросления появляются новые проблемы. Но даже эта условная адаптация происходит не всегда. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребёнка, неправильно его воспитывают. Неправильное воспитание бывает нескольких типов: безнадзорность (гипопротекция), мелочный контроль, потворствующая гиперпротекция (воспитание как кумира семьи), эмоциональное отвержение, гиперопека и симбиоз, воспитание посредством нарочитого лишения любви, воспитание посредством вызова чувства вины. Все эти типы воспитания формируют личность ребёнка, затрудняют его дальнейшую социальную адаптацию.

В семьях, где воспитываются дети с ДЦП, наиболее часто гиперопека, тормозящая личностное развитие, лишающая его самостоятельности, способствующая закреплению тормозных качеств и формированию нереальных планов на будущее. В то же время в части семей есть эмоциональное отвержение ребёнка, что ведёт к формированию у него чувства неполноценности, неуверенности в себе и вызывает реакции протеста. В общении с больным подростком, родители используют стиль потворствующей протекции, удовлетворяя любые потребности без предъявления адекватных требований. Такой стиль воспитания способствует развитию эгоцентризма, повышенной зависимости от родителей.

Таким образом, основные направления в работе специалистов представляются следующими: гармонизация семейных взаимоотношений, установление правильных детско-родительских отношений, помощь в адекватной оценке возможностей ребёнка, помощь в решении личных проблем, обучение элементарным методам психологической коррекции (игротерапии, сказкотерапии, аутогенной тренировке и т.п.), помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования.

Конкретные формы работы психолога зависят от задач и его профессиональной подготовки. Это могут быть родительские клубы, систематические занятия, индивидуальная работа с матерью или с отцом. Поведенческий тренинг, групповые дискуссии, игры, инсценировки, родительские сочинения – всё это и многое другое используется для работы с семьёй.

Есть семьи, особенно нуждающиеся в помощи психолога. Более 40% матерей испытывают чувство вины, вплоть до суицидальных мыслей. Они испытывают страх перед будущим, ощущают беспомощность. Эти переживания выбивают людей из привычных рамок поведения. 27% родителей становятся одиночками. Некоторая часть семей распадается, что неблагоприятно сказывается на ребёнке. В связи с тем, что отец в семье больше занят на работе, вся нагрузка ложится на мать, из-за этого психика матери подвергается большему стрессовому воздействию, чем психика отца.

На социальном уровне – утрата контактов, семья становится малообщительной, избирательной в связях; происходит деформация во взаимоотношениях между родителями, часты разводы.

На соматическом уровне возникает патологическая цепочка: заболевание ребёнка ведёт к психогенному статусу у матери, который провоцирует соматические или психические заболевания. Меньшинство семей успешно выходят из этого состояния. Основная масса семей испытывает сложности адаптации в течение многих лет. Такие семьи имеют следующие признаки: постоянные жалобы на ситуацию, саботаж реабилитации, гиперопека ребёнка, наличие замкнутых систем «мать-ребёнок», большое число соматических жалоб у членов семьи, социальная депривация.

По мере взросления ребёнка ситуация может измениться и появляются новые признаки: выраженная враждебность к ребёнку, избегание его.

Семье прежде необходимо помочь овладеть ситуацией, раскрыть нравственные, психологические ресурсы. Психолог и другие специалисты должны проанализировать, каковы есть возможные источники поддержки, резервы, проблемы, требующие решения. Далее найти, какой способ реагирования на ситуацию более предпочтителен и эффективен. Далее нужно помочь семье выработать правильное отношение к реакции окружающих. Члены семьи должны преодолеть болезненную реакцию на неблагоприятное отношение окружающих. Особую остроту переживания родителей приобретают в следующие периоды: рождение ребёнка, установление диагноза, решение вопросов о форме и программе обучения, вступление ребёнка в подростковый возраст и необходимость профессионального выбора.

Литература:

1.Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

План семинаров по психологии детей с нарушением ОДА

Семинар № 1. История становления курса по изучению психологии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Этиология и патогенез детских церебральных параличей.

1.Обусловленность выделения отдельного курса по изучению психологии детей с нарушениями ОДА.

2.Задачи курса.

3.Группы детей, имеющие преимущественное поражение ОДА.

4.Первые учреждения по оказанию помощи детям с поражением ОДА.

5.Учреждения России для оказания помощи детям с поражением ОДА.

6.Детский церебральный паралич как основное заболевание, приводящее к поражению органов движения.

7.Факторы вызывающие детский церебральный паралич.

8.Пренатальные факторы ДЦП.

9.Перинатальные факторы ДЦП.

10.Постнатальные факторы ДЦП.

11.Патогенез детского церебрального паралича.

12.Патологические тонические рефлексы.

13.Врождённая патология ОДА (кривошея, врождённый вывих бедра)

14. Врождённая патология ОДА (косолапость, аномалии позвоночника)

15. Врождённая патология ОДА (недоразвитие и дефекты конечностей)

16.Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (травмы мозга).

17. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (артриты и полиартрит)

18. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (остеомиелит, туберкулёз и опухоли костей).

19. Приобретённые заболевания и повреждения ОДА (рахит, хондродистрофия).

Литература:

1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами.- М., 1989.

2.Бадалян Л.О. Детский церебральный паралич/Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимонина.- Киев, 1988.

3.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/И.Ю.Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001.- 192 с.

4.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

5.Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М., 2000.

6.Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата/Л.М.Шипицына, И.И.Мамайчук.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 368 с.

Семинар № 2. Клинические формы детского церебрального паралича. Нарушения двигательных функций у детей с ДЦП

Вопросы:

1.Характеристика стадий ДЦП.

2.Формы ДЦП: спастическая диплегия.

3.Спастическая гемиплегия

4.Двойная гемиплегия.

5.Гиперкинетическая форма ДЦП.

6.Атоническая форма ДЦП.

7.Синдромы речевых расстройств.

8.Сенсорные нарушения.

9.Вегетативно-обменные нарушения.

10. Нарушения интеллекта.

11.Чем обусловлено изучение двигательной сферы детей с ДЦП.

12.Какие патологические позы есть у детей с ДЦП.

13.К чему приводит наличие патологических поз у детей с ДЦП.

14.К чему приводит патология мышечного тонуса.

15. Из-за чего нарушено написание и как оно нарушается.

16.Дефекты моторики при овладении бытовыми и трудовыми навыками.

17.С какими трудностями сталкиваются дети на физкультуре.

18.Почему наряду с моторикой нарушаются психические функции.

Литература:

1.Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1993.

2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М., 1973.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М., 2000.

4.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.

5.Семёнова К.А. Лечение двигательных расстройств при ДЦП. – М., 1979.

6.Семёнова К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей.- М., 1972.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: