Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ развития.
Т. Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.
Функции социальных систем:
1. Способность к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, умение рационально организовать и распределять внутренние ресурсы.
2. Целедостижение. Система должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задачи поддержанию процесса их достижения.
3. Устойчивость (снятие напряжения) на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжённость в системе.
|
|
4. Способность к интеграции (воспроизводство структуры), к включению в систему новых поколений, их социализации, усвоению передовых идей и их реализации, то есть к саморазвитию.
Определив основные функции социальной системы, Т. Парсонс осуществил поиск конкретных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, культура и родство), ответственные за выполнение этих функций. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами. И наконец, даёт совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм вытекающих из фундаментальных ценностей и в конечном итоге соответствующих основным функциональным императивам социальной системы. Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И, напротив, выполнение каким-либо социальным институтом не свойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряжённость системы, ведёт к росту социальной энтропии (противоположность социальному порядку). Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая по мнению Т. Парсонса, достигается за счёт функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.
В нашей отечественной науке принято выделять в обществе как социальной системе:
|
|
☼ экономическую подсистему, обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов (К. Маркс – экономический детерминизм);
☼ духовно-культурную подсистему, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом (технологический и культурный детерминизм);
☼ социальную подсистему, регламентирующую потребление и распределение всех благ;
☼ политическую подсистему, осуществляющую общее руководство и управление обществом (политический детерминизм Платона и Аристотеля).
Очевидным является то, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой подсистемой своего функционального предназначения. Умаление или возвеличивание любой из них чревато негативными последствиями.