Классификация фирм по их размерам

По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно разделить на малые, средние, крупные. Нормативы для отношения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работников менее 100 человек, а крупной – фирма с численностью работающих более 500 человек

Мелкие фирмы характеризуются: многочисленностью; гибкостью, способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры; быстрым обновлением (количество ежегодно ликвидируемых мелких фирм почти равно количеству рождающихся, однако при этом полностью разоряется всего 7% фирм).

Значение малого предпринимательства в экономике любой страны велико:

· на мелких и мельчайших предприятиях занято значительное количество работников, в отдельных государствах около и более половины всех занятых в народном хозяйстве;

· малый бизнес проникает в те сферы деятельности, в которых небольшие по размеру предприятия наиболее эффективны: качество продукции и обслуживания, цены и издержки зависят не от количества, а от мастерства персонала фирмы;

· малые предприятия имеют, как правило, низкие издержки, так как у них почти отсутствуют бухгалтерские, складские, рекламные, управленческие, научно-исследовательские расходы.

· малые фирмы выполняют роль связующего звена во всем народном хозяйстве, не допуская появления «лоскутной экономики», где изобилие одних товаров соседствует с дефицитом других.

Причинами выживания мелкого бизнеса являются следующие факторы:

· включение мелкой фирмы в свою структуру крупным корпорациям оказывается зачастую менее выгодным, чем деловое сотрудничество с ней;

· мелкие фирмы действуют там, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. мелкие фирмы часто имеют свою сферу деятельности;

· немаловажную роль играет поддержка со стороны государства. Государство, рассматривая малый бизнес как символ национальной предприимчивости, поддерживает его и стимулирует его развитие. Содействует развитию мелкого бизнеса и антимонопольное законодательство.

Среди мелких фирм особое место принадлежит венчурным фирмам. Это не обычные малые фирмы, которые занимаются традиционным предпринимательством. Венчурные фирмы – это коммерческие организации, делающие бизнес на нововведениях. Они основываются энтузиастами нового технического направления, изобретателями, одержимыми принципиально новыми техническими решениями, возможности коммерческого использования которых еще кажутся более чем сомнительными. Часто венчурные фирмы являются дочерними от крупных корпораций или работают под их покровительством.

Средние фирмы в развитых странах, в отличие от мелких, не так многочисленны. Причем в настоящее время существует тенденция сокращения их числа. Средние фирмы находятся в сложном положении, так как борются на два фронта: с одной стороны - крупные компании, сильные своей мощью, а с другой - неизмеримое число мелких фирм.

Средние фирмы могут выжить, придерживаясь так называемой нишевой специализации, т.е. захватывая отдельные сегменты рынка и становясь там мини – монополией.

Роль средних фирм в рыночной экономике неоднозначна.

Во-первых, средние фирмы представляют собой значительную конкурентную среду для крупного бизнеса.

Во-вторых, средние фирмы сами имеют тенденцию к монополизации. Яркий пример этой тенденции – шведский концерн «Электролюкс», захвативший за 10 лет более 400 фирм.

В-третьих, средние фирмы представляют собой постоянный источник концентрации капитала (на долю средних фирм приходится самый большой процент поглощений).

Деятельность специализированных фирм, которые избежали поглощения, может развиваться по трем направлениям:

· самый типичный путь – умеренный рост в рамках ниши;

· используемый немногими компаниями путь – превращение в ведущую фирму с сохранением нишевой специализации;

· превращение в массового производителя с выходом за пределы ниши путь, на который встают тоже немногие компании.

Производителями массовой, стандартизированной, дешевой и качественной продукции являются крупные фирмы.

Крупная фирма в условиях рынка находится в двойственном положении:

· она всеми силами стремится монополизировать рынок;

· постоянно действует в условиях конкуренции, что мешает ей завышать цены и заставляет заботиться о качестве продукции.

Преимущества крупных фирм состоят в следующем:

· массовое производство позволяет снизить затраты на выпуск товаров и услуг;

· стандартность изделий упрощает контроль над качеством, облегчает автоматизацию производства, а это вновь удешевляет товары;

· финансовые возможности позволяют направлять значительные средства на научно-исследовательскую работу, постоянно изучать потребности рынка.

Реакцией фирм на изменившуюся в последнее время ситуацию на рынке: обострившуюся конкуренцию, возросшую покупательную способность населения, быстро меняющиеся вкусы покупателей, увеличивающееся число лиц, желающих открыть свое дело – стало появление гибридной формы крупного и мелкого предпринимательства – франчайзинга.

Франчайзинг – это соглашение мелких фирм или отдельных предпринимателей с крупной фирмой на право пользоваться фабричной маркой крупной фирмы на определенной территории. По соглашению крупная компания обязуется снабжать владельцев мелкого бизнеса, действующих в рамках оговоренной территории, на определенных условиях под своей торговой маркой своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями. Франчайзинг широко распространился во всем мире, примером тому является деятельность фирмы "Макдональдс".

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой фирма и рынок?

2. Оцените цели фирмы в соответствии с вашим пониманием их важности. Если бы руководителем фирмы были вы, какую цель поставили бы на первое место?

3. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности используются в современной мировой экономике?

4. В чем преимущества корпорации по сравнению с другими типами фирм?

5. Какие черты присущи государственному предприятию? Почему возникли государственные предприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: