Понятие и правовое обеспечение процесса лицензирования

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкрет­ного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридичес­кому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, приостановлением действия лицензий, возобновлением или прекраще­нием действия лицензий, аннулированием лицензий и др.

Лицензия, по сути, означает разрешение от лица государства оказывать те или иные виды услуг, своего рода гарантия для потребителя, что хозяйствующий субъект обладает необходимой компетенцией для оказания услуг безопасных для жизни, здоровья и сохранности имущества граждан. Основным нормативным актом, регулирующим процесс лицензирования является Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от № 128-ФЗ от 8.09.2001г.

Для каждого вида деятельности законодательством выдвигаются свои лицензионные требования и условия, но процедура лицензирования для всех субъектов рынка одинакова. Лицензионные требования и условия - совокупность установлен­ных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Основными принципами осуществления лицензирования явля­ются:

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;

- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятель­ности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Законом «О лицензировании..» ст. 17 определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензирование, в который вошло 103 различных видов деятельности.

Хозяйствующий субъект, не имеет права оказывать ни один из данных видов услуг (работ) без получения лицензии.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц, с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, а также с нарушением условий лицензирования (незаконное предпринимательство), совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влечет за собой уголовную ответственность.

Правительства Российской Федерации определяет виды деятельности и органы, осуществляющие лицензирование и полномочия лицензирующих органов. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

- предоставление лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- приостановление действия лицензий;

- возобновление действия лицензий;

- ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензи­ровании;

- контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении ли­цензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

- обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Деятельность, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юриди­ческим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Правовые аспекты позиционирования и товарного ассортимента

Цель позиционирования – убедить потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести. Естественно, позиционирование не может быть связано с обманом и дезинформацией потребителя, поэтому маркетологам необходимо иметь ввиду ст. 200 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающую наказание за обман покупателей.

Кроме того, необходимо учитывать положения Законов «О Защите прав потребителей», «О рекламе» и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», не допускающие предоставления неверной, искаженной или ложной информации.

Обычно проводится позиционирование не одного товара, а ряда его модификаций, ориентированных на определенные ры­ночные сегменты рынка, т.е. в ассортименте.

Понятие ассортимента, как и понятие качества, является од­ним из ключевых в рыночной судьбе товара. Вне зависимости от типа продукция всегда имеет ассортимент, различающийся по структуре. В структуре ассортимента выделяют:

• ассортиментную позицию (конкретная модель, марка);

• ассортиментную группу (набор взаимосвязанных товаров);

• товарный ассортимент (совокупность ассортиментных групп).

Товарный ассортимент может характеризоваться шириной (ко­личество ассортиментных групп), глубиной (количество ассорти­ментных позиций в каждой ассортиментной группе) и сопостави­мостью (соотношение между ассортиментными группами с точки зрения общности конечного использования, каналов сбыта и т.д.).

Товарный ассортимент может быть также:

• замкнутым (товары одного производителя);

• насыщенным (аналогичные товары многих производителей);

• широким (несколько видов связанных между собой това­ров: искусственная новогодняя елка, игрушки и т.п.);

• смешанным (разнообразные, не связанные между собой товары).

Вопросы о товарном ассортименте регулируются ст.467 и 468 ГК РФ. В данном случае ассортимент рассматривается как условие договора, это перечень товаров определенного наименования, различаемых по отдельным признакам. В ст. 468 указана ответственность за невыполнение договора в плане наличия оговоренного ассортимента.

Правовое обеспечение процесса товародвижения

Товародвижение – это комплексная деятельность по систематическому принятию решений, планированию, осуществлению контроля за физическим перемещением и передачей права собственности на товар. Законодательство, обслуживающее функцию товародвижения - это нормативные акты, регулирующие систему договоров в данной сфере. Как то: договор поручения (гл. 49 ГК), договор комиссии (гл.51 ГК), договор агентирования (гл. %» ГК), коммерческой концессии (гл. 54 ГК).

Кроме того, в ГК РФ содержатся нормы регулирующие правила проведения торгов, биржевых торгов, правила регулирующие лизинговые операции.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое упаковка? Каковы ее основные функции в маркетинговом и правовом аспекте? Перечислите виды упаковки.

2. Если в договоре нет особых условий к упаковке товара, то что обязан предоставить продавец? Каковы минимальные требования к упаковке?

3. Поясните понятия «сертификация продукции» и «лицензирование».

4. Перечислите основные виды сертификации? В чем суть этих процессов.

5. Перечислите основные цели сертификации.

6. Поясните понятия «знак соответствия» и «сертификат соответствия»

7. Что такое лицензия? Каковы последствия осуществления деятельности без лицензии?

8. Перечислите основные принципы лицензирования.

9. Кто имеет право пользоваться лицензией? Каков срок действия лицензии?

10. Какими нормативными актами регулируется процесс позиционирования товара?

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

  1. Система государственного регулирования цен.
  2. Правовая регламентация свободных рыночных цен.
  3. Формирование цен на продукцию для государственных нужд.
  4. Ответственность за нарушение порядка ценообразования.

Система государственного регулирования цен

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации нахо­дятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.

Политика цен — это действия органов государственной власти, местного само­управления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регу­лирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограниче­ния негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотрен­ном антимонопольным законодательством.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в усло­виях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию ры­ночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее нега­тивных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Регулируемой признается цена, которая формируется на товарном рынке при государственном воздействии на нее.

Современная экономическая теория в сфере государственного регулирования цен выделяет методы прямого (директивного) и косвенного (экономического) регулирования цен.

К первой группе методов можно отнести установление твердых цен (тарифов), базовых цен, предельных коэффициентов изменения базовых цен и т.д. К методам косвенного регулирования можно отнести льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации и компенсации (см. рис. 11).

В целом, косвенное государственное регулирование цен осуществляется постоянно, и действует на рынок в целом. Прямое регулирование означает жесткое адресное вмешательство государства в процесс ценообразования.

Теперь рассмотрим методы прямого государственного регулирования цен более подробно:

1. Установление фиксированных цен и тарифов и предельных цен. Фиксированные цены с твердо ус­тановленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшест­вует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а так­же разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Предприятия, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, установленных государством. При введении предельных цен – по ценам не превышающим верхнего/нижнего установленного предела.

В условиях РФ, при чрезвычайно сильном инфля­ционном процессе может применен механизм, когда основные субъекты, провоцирующие рост инфляции регулируются единым государственным органом. Имеется в виду ситуация когда тарифы на перевозку грузов ЖД транспортом и цены на электроэнергию устанавливаются ФЭК (федеральной энергетической комиссией). Экспертами утверждают, что это остановит инфляционную спираль.

Рисунок 11 – Виды государственного регулирования цен.

2. Установление пределов возможного роста цены за определенный период време­ни или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценово­го диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться ме­стными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому что она плоха, а потому что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен.

3. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отхо­дов, ритуальные услуги и т. д.).

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установ­ленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Даль­нейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рента­бельностью не выше предельного уровня. Этот метод имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении из­держек.

4. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надба­вок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать пре­дельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствую­щей территории, определять порядок их установления. Метод имеет один существенный недостаток – он может спровоцировать рост количества посредников в цепочке. Что бы не допустить подобной ситуации, разрешено вводить совокупные предельные надбавки для всех посредников, участвующих в цепочке. Подобная схема используется для товаров медицинского назначения и лекарственных средств.

5. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вво­диться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования, после проведения независимой экспертизы, проверяющей обоснованность данных цен, вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продук­цию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене, не выше зафик­сированной в декларации. Подобная схема используется при установлении цен на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства, оказывающих услуги водо- и теплоснабжения снабжения и т.д.

К формам косвенного регулирования цен, помимо указанных на рисунке 10, также можно отнести различные меро­приятия и программы, разрабатываемые государственными органами.

• Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат моно­полистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями ес­тественных монополий.

• Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвести­ций, создания совместных предприятий.

• Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных по­шлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населе­ния.

В настоящее время государственная политика ценообразования базируется на положениях Указа Президента РФ от 28 февраля 1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и принятом в его исполнение постановлении Прави­тельства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядоче­нию государственного регулирования цен (тарифов)».

Постановлением Правительства РФ утверждено три перечня продукции, товаров и услуг, цены на которые подлежат государ­ственному регулированию. Перечни являются закрытыми, по другим видам продукции прямого государственного регулирования цен не производиться (см. рисунок 12).

Упомянутый Указ признает концепцию дальнейшей либера­лизации цен; государственное регулирование цен следует осуще­ствлять в основном относительно продукции естественных мо­нополий. Кроме того, Правительству РФ предписано определять (с учетом норм, установленных законодательными актами Рос­сийской Федерации) и утверждать перечни продукции произ­водственно-технического назначения, товаров народного по­требления и услуг, цены на которые на внутреннем рынке Рос­сийской Федерации подлежат государственному

Рисунок 12 - Разграничение компетенции государственных органов в сфере государственного регулирования ценообразования.

регулированию, а также пересматривать их по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен.

Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной эко­номики.

Регулируемые государством цены применяются всеми пред­приятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установле­но актами законодательства Российской Федерации [2].

Вторым направлением осуществления государственного регулирования цен и тарифов – жесткое регулирование в от­раслях, относящихся к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов есте­ственных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объе­мов производства, нужно государственное регулирование. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в том числе и ценовое, определены Федеральным Законом «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ).

Политика регулирования цен в сфере естественных монополий является важней­шим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной, продукции путем снижения затрат на производство.

В качестве примера рассмотрим систему государственного регулирования цен на примере тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Регулируется данный процесс Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Государственное регулирование тарифов обусловлено есте­ственной монополией энергоснабжающих организаций и имеет целью:

• защитить экономические интересы потребителей от моно­польного повышения тарифов;

• создать механизм согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

• формировать конкурентную среду в электроэнергетиче­ском комплексе для повышения эффективности его функцио­нирования и минимизации тарифов;

• создавать экономические стимулы, обеспечивающие исполь­зование энергосберегающих технологий в производственных про­цессах;

• обеспечивать юридическим лицам — производителям элек­трической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм равный доступ на федеральный (общероссий­ский) оптовый рынок электрической энергии (мощности).

Специализированными органами исполнительной власти по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию являются Федеральная энергетическая ко­миссия (ФЭК) и региональные энергетические комиссии (РЭК) [2]. Законом жестко регламентируются полномочия каждого органа государственной власти см. таблицу 4.

Таблица 4.Полномочия органов государственной власти при регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию.

Наименование Основные полномочия
Правительство РФ - установление основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ. - оп­ределение вопросов государственного регулирования тарифов на электрич. и тепловую энергию, поставляемую предприятиями и за пределы территорий субъектов РФ, -электрическую энергию (мощность), постав­ляемую коммерческими организациями на федеральный (обще­российский) оптовый рынок электрической энергии, -электриче­скую энергию, поставляемую с федерального оптового рынка электрической энергии его субъектам, в том числе на экспорт
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции - определяют вопросы государ­ственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организация­ми потребителям, расположенным на их территории (кроме предприятий, находящихся в муниципальной собст­венности, для которых тарифы устанавливаются органами мест­ного самоуправления и потребителей, энергоснабжение которых осуществляется с федерального рынка эл. энергии)
Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) - установление тари­фов на электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электрической энергии; - установление по представлению РЭК предельных размеров платы за услуги по передаче электрической энергии и контроль за размером платы - разработка предложений по совершенствованию дейст­вующих и принятию новых федеральных законов и иных норма­тивных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию; -рассмотрение разногласий, возникающих между РЭК, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального оптового рынка электрической энергии, и энергоснабжающими организациями; - проверка хозяйственной деятельности коммерческих организаций, для которых тарифы на отпускаемую электрическую энергию устанавливаются ФЭК, в части, касающейся размеров указанных тарифов.
Региональные энергетические комиссии (РЭК) - установ­ление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организа­циями потребителям, расположенным на территориях соответ­ствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный оптовый рынок. - установление платы за услуги по передачи электрической энергии по сетям; - проверку деятельности энергоснабжающих организаций на для которых тарифы устанавливает РЭК и т.д.

Система государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию является одной из самых сложных в российской экономике. Но она позволяет максимально полно учитывать интересы всех сторон участвующих на энергетическом рынке. Федеральная и региональные энергетические комиссии обеспечивают сочетание интересов потребителей и поставщиков. В случае разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики, региональные энергетические комиссии могут обратиться в ФЭК. Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные ФЭК, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Помимо прямого государственного регулирования функции регулирования цен заложены в системе антимонопольного законодательства. Антимонопольным законодательством запрещены установление монопольно высоких и монопольно низких цен, которые определены в ст. 6 и 7 Закона «О защите конкуренции». Обязанность по пресечению и недопущению установления монопольно высоких/низких цен возложена на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные управления.

Монопольно высокая цена товара

1. Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее поло­жение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на то­варном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа (далее — сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реали­зации такого товара расходов и прибыли.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соот­ветствует одному изкрите­риев.

Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Монопольно низкая цена товара

1. Монопольно низкой ценой товара, является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоста­вимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не вхо­дящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не за­нимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке.

2) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

2. Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соот­ветствует хотя бы одному из указанных крите­риев. Кроме того, не признается монопольно низко й це на товара, если ее установление продавцом не повлекло за собо й ограничение конкур е нции в связи с сокра­щением числа не входящ их с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рын­ке.

Не признается монопольно низкой цена товара, установленная субъек­том естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, опреде­ленного органом регулирования естественной монополии.

Установление доминирующими хозяйствующими субъектами монопольно высоких/низких цен неизменно влечет за собой ухудшения конкурентных отношений, к несправедливому перераспределению материальных ресурсов и увеличение рыночной власти крупных субъектов бизнеса, что идет в разрез с государственной ценовой политикой и наносит вред другим хозяйствующим субъектам, гражданам и государству в целом. Следовательно, деятельность антимонопольных органов в данном направлении становиться третьим важным направлением государственной ценовой политики.

Правовая регламентация свободных рыночных цен.

Свободной (договорной) рыночной ценой признается цена, устанавливаемая по соглашению сторон при отсутствии на нее прямого го­сударственного воздействия. Применение свободных цен отве­чает существу рыночной экономики, в которой цены определя­ются потребностями, покупательной способностью, спросом, конкуренцией и другими экономическими факторами. В свою очередь цены влияют на производство. Свободное рыночное це­нообразование призвано нацелить производителей на выпуск товаров, пользующихся спросом. Гибкость и оперативность в формировании свободных рыночных цен делает экономику ди­намичной, ориентирующейся на удовлетворение общественных потребностей.

Установление продажной цены на товар предполагает опре­деление размера торговой надбавки, которая должна возмещать издержки обращения, уплату косвенных налогов (акцизов) и обеспечивать получение прибыли. Данный вопрос урегулирован Методическими рекомендациями по формированию и примене­нию свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ 6 декабря 1995 г. № СИ-484/7-982 и призванными помочь хозяйствующим субъ­ектам в сфере ценообразования. Данный акт носит рекоменда­тельный характер и может быть применен любыми субъектами хозяйственной деятельности.

Правила формирования свободных цен изложены в данном ак­те применительно к ценам трех видов: свободным оптовым и отпускным ценам предприятия-изготовителя или ценам другого поставщика (цена покупки); ценам на продукцию, реализуемые через посреднические организации и розничным ценам.

В качестве примера, рассмотрим предложенную методику для формирования свободных оптовых и отпускных цен на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления:

1. Свободные оптовые и отпускные цены предприятиями-изготовителями по согласованию с потребителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг).

2. В свободные отпускные цены включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

3. Свободные оптовые и отпускные цены и тарифы определяются на условиях франко-вагон станция отправления или франко-транспортные средства на складе предприятия-поставщика.

4. По договоренности сторон могут быть приняты другие условия поставки продукции.

5. Учитываемая в свободных ценах себестоимость рассчитывается в соответствии с рекомендациями изложенными в Положениях, утвержденных Правительством «О составе затрат по производству и реализации продукции», «О порядке формирования финансовых результатов»), а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции и другими отраслевыми указаниями по вопросам особенностей затрат, включаемых в себестоимость продукции и товаров.

6. Прибыль от реализации продукции и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции и товаров по свободным отпускным ценам без налогов и сборов, не относящихся на себестоимость и затратами на их производство и реализацию.

7. Уровень цен на возвратную тару под продукцией, а также порядок расчетов за нее, порядок оплаты расходов по возврату предусматриваются в договорах на поставку продукции, исходя из качества и оборачиваемости тары, а также спроса и предложения на нее.

К сожалению, несмотря на то, что данная инструкция приведена почти дословно, она не дает никаких конкретных рекомендаций по расчетам цен.

Порядок определения рыночных цен для целей налогообложения установлен ст. 40 НК РФ, в которой закреплены принципы определения цены, а также установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены ос­нования и порядок опровержения этой презумпции налоговым органом.

В соответствии с п. 2 данной статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверяют правильность применения цен по сделкам лишь в сле­дующих случаях:

• между взаимозависимыми лицами;

• по товарообменным (бартерным) операциям;

• при совершении внешнеторговых сделок;

• при отклонении более чем на 20% (в любую сторону) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных товаров, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Формирование цен на продукцию для государственных нужд.

Современное российское законодательство предусматривает контрактные цены на продукцию государственных нужд:

1. Устанавливаемые без проведения торгов. Когда контракт заключается на монополизированную продукция и нет возможности провести торги. В этом случае цена формируется по специальным экономическим методикам.

2. Устанавливаемые по результатам проведения конкурсов и аукционов. Когда между поставщиками создается климат конкуренции, что позволяет заказчику выбрать наиболее оптимальную цену и условия выполнения контракта.

Ответственность за нарушение порядка ценообразования.

За нарушения государственной дисциплины ценообразования субъекты несут ответственность. Указом президента «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» предусмотрена след. ответственность: санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере.

В отношении хозяйствующего субъекта, занимающего на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35% и применяющих монопольно высокие или монопольно низкие цены предусмотрена ответственность Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в частности, антимонопольный орган может признать незаконными данные цены и участники рынка имеют право перезаключить ранее заключенные договора.

Ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за нарушение порядка ценообразования.

Завышение или занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, предельных цен, завышение или занижение установленных надбавок, а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных лиц и на юридических лиц.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие «свободной» и «регулируемой» цены, особенности формирования.

2. Какие методы ценового регулирования относятся к прямым методам? Почему?

3. Перечислите косвенные методы ценообразования

4. Перечислите основные направления государственной политики ценообразования.

5. Дайте понятие монопольно высоких и монопольно низких цен. Назовите основные критерии их определения.

6. Назовите последствия установления монопольно высоких и монопольно низких цен.

7. Укажите прямые методы государственного регулирования цен. Перечислите основные виды продукции, на которые распространяется прямое государственное регулирование цен.

8. В чем суть метода ценового регулирования, связанного с декларированием цен? Назовите примеры товаров, для которых применим данный метод.

9. Укажите виды ответственности за нарушение порядка ценообразования.

10. Порядок установления цен на продукцию для государственных нужд. Приведите примеры.

ТЕМА 10. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

1. Закон РФ о защите прав потребителей, основные понятия и принципы, сфера действия закона.

2. Основные виды прав потребителей, гарантируемые законодательством.

3. Ответственность за нарушение Закона «О защите прав потребителей»

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-I от 7.02.1992г. (в ред. от 26.07.2006г. №140-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее - законами) и правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора.

Сфера действия Закона «О защите прав потребителей»

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Действие закона не распространяется на отношения, связанный с куплей-продажей товаров, если они предназначены для перепродажи или последующего производства.

Основные понятия, используемые в Законе:

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Основные виды прав потребителей, гарантируемые законодательством.

Закон гарантирует следующие права и устанавливает обязанности для потребителя и продавца (изготовителя):

1. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

2. Право на получение качественного товара или услуги.

3. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара, а также гарантийного срока на товар.

4.Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара

5. Право потребителя на безопасность товара.

6. Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах.

7. Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе.

8. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей и д.р.

Рассмотрим подробнее некоторые из данных видов прав.

Ст. 7 гарантирует право потребителя на безопасность товара.

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и ути­лизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвра­щение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются заколом или в установленном им порядке.

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока год­ности товара (работы).

Если в изго­товитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не обеспечения безопасности товара (работы), подлежит воз­мещению (согласно ст.14.) в полном объеме. Причем при возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, за потребителем оставляется право выбора, кто будет возмещать вред – изготовитель или продавец.

3. Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать казать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а прода­вец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и пре­дотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными право­выми актами. Без прохождения данной процедуры не допускается продажа товара.

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполни­тель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство и реализацию до устранения причин вреда, а в необходимых слу­чаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (ра­боты, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

И, наконец, один из самых важных аспектов работы маркетолога – это предоставление полной и достоверной информации для потребителя. Данные вопросы регулируются ст. 8-12 Закона о защите прав потребителей.

Ст. 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах.

Вся информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключе­нии договоров.

Ст. 9 Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведе­ния потребителя фирменное наименование своей орга­низации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Индивидуальный предпри­ниматель — должен предоставить потребителю информацию о государст­венной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть пре­доставлена информация о номере лицензий и номере свидетель­ства о государственной аккредитации, сроке их действия и об органе, выдавшем документ.

Ст. 10 Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно пре­доставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о то­варах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительст­вом Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке, должна содержать:

- наименование технического регламента и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение (напр. ГОСТ, ТУ и т.д.);

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе;

- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования тот варов (работ, услуг);

- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий;

- адрес, фирменное наименование изготовителя;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

- информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, ока­зания услуг);

- указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (ока­зывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

- указание на использование фонограмм при оказании развлекатель­ных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Данная информация, до­водится до сведения потребителей в технической документации, прила­гаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Ст. 11. Режим работы продавца (исполнителя) Устанавливается продавцом самостоятельно, доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.

Ст. 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлитель­но получить при заключении договора информацию о товаре (работе, ус­луге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и воз­мещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу.

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре несет ответствен­ность, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинений вреда жизни, здоровью и имуществу потреби­теля вследствие непредоставления ему полной и достоверной информа­ции о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмеще­ния такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природ­ным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убыт­ков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информа­цией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и ха­рактеристиках товара (работы, услуги).

Ответственность за нарушение Закона «О защите прав потребителей»

1. Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре, об изготовителе.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков либо разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие не предоставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, суд исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.

2. Ответственность продавца за нарушение прав потребителей

За нарушение прав потребителей продавец несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных Законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

3. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара.

4. Компенсация морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

5. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению в полном объеме.

Судебная защита прав потребителей

Защита прав потребителей осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Досудебный порядок урегулирования споров. Без прохождения досудебного порядка исковое заявление в суд не будет принято, поскольку нет свидетельства о том, что потребитель пытался урегулировать спор в частном порядке, а производитель (продавец) оказался признать его законные права. Досудебный порядок урегулирования споров заключается в подаче претензии к продавцу (исполнителю или изготовителю). Для этого необходимо:

1. Составить претензию на имя продавца (или на имя исполнителя услуги), в которой изложить:

- обстоятельства приобретения товара (услуги), приложить копию платежного документа за товар;

- суть претензии, т.е. указать недостатки, обнаруженные в товаре и нанесенный в следствии чего вред;

- изложить свои требования к продавцу (исполнителю);

- указать срок разумный исполнения данных требований (согласно ст. 30 срок устранения недостатка работ назначается потребителем);

Претензия составляется в 2-х экземплярах.

2. Первый экземпляр претензии отдается представителям продавца или исполнителя, а на втором экземпляре представитель продавца должен поставить дату принятия претензии от потребителя, свою личную подпись, расшифровку подписи и должность.

Если продавец или его представители отказываются принимать претензию, ее необходимо отправить с почтового отделения заказным письмом с уведомлением о вручении.

3. После истечения срока исполнения претензии, если продавец (изготовитель) не исполнил Ваших требований в добровольном порядке, Вы имеете право обратиться в суд и потребовать (помимо указанного в претензии) возмещения морального вреда.

Помимо личной защиты в суде, законом предусмотрена защита прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю в области защиты прав потребителей (его терри­ториальные органы), иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, органы местного самоуправления, общественные объеди­нения потребителей вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) противоправными в отношении неопре­деленного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Т.е. иск подается от лица всех потребителей данного товара или услуги. Например, при нарушении правил оказания услуг по водоснабжению, иск может быть подан от лица всех жителей г. Владивостока.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой инфор­мации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца) про­тивоправными в отношении неопределенного круга потребителей обя­зательно для суда, рассматривающего личный иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя.

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите сферу действия закона «О защите прав потребителей». Может ли воспользоваться данным законом частное лицо, приобретающее товар для переработки или перепродажи?

2. Назовите основные принципы законодательства по защите прав потребителей.

3. Если в договоре указаны условия, ограничивающие права потребителя, то какие правовые последствия наступают для исполнителя? Кто их определяет?

4. Понятие «безопасности товара». На какой срок производитель обязан гарантировать безопасность товара?

5. Понятие «недостатка товара». Какие права есть у потребителя в случае обнаружения недостатка товара?

6. В каких объемах информация о товаре должна доводиться до покупателя? Почему?

7. Что такое «досудебный порядок урегулирования споров»? В каких случаях он применяется? Перечислите все основные этапы.

8. Перечислите виды ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей.

9. Каким образом определяется моральный вред потребителю, подлежащий возмещению? Зависит ли размер материального вреда от суммы исковых требований?

10. Какими нормативными актами регулируются отношения в области защиты прав потребителей?


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

2. Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004

3. Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. - «Ваша интеллектуальная собственность»,- Санкт – Петербург, Питер, 2001г.

4. Ершова И.В., Иванова Т. М. Предпринимательское право. Схемы и комментарии.-М: Юриспруденция, 2002

5. Предпринимательское право: сборник нормативных актов/ сост. И.В. Ершова – М: Юриспруденция, 2006


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: