Рецензенты: Царева В.Д.,канд. экон. наук, профессор

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

Шевченко Ю.А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Владивосток

Издательство ВГУЭС

ББК65.050.9(2

Рецензенты: Царева В.Д.,канд. экон. наук, профессор

Исаев А.А., канд. экон. наук, профессор

Шевченко Ю.А., старший преподаватель кафедры МК

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебное пособие

Учебное пособие по дисциплине «Правовое регулирование маркетинговой деятельности» составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Учебное пособие представляет собой упорядоченные основные положения дисциплины и вопросы для самостоятельного контроля знаний.

Структура пособия обеспечивает раскрытие содержания и освещение тем учебной программы. В содержании пособия представлено три компоненты: предметная, дидактическая и вспомогательная, что позволяет студенту эффективно осмыслить и усвоить учебный материал по дисциплине.

Предназначено для студентов специальности 08011165 «Маркетинг», четвертого года обучения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном обществе проведение любых маркетинговых мероприятий строго регламентировано правовыми актами. В зону правового регулирования со стороны государства попадает практически каждое действие предприятия на рынке, будь то процесс ценообразования, проведение маркетинговых исследований, мероприятия по продвижению товаров, товародвижению, построению маркетинговой коммуникации, товарной политике. В связи с этим изучение данной дисциплины весьма актуально, оно ориентирует студента на комплексное изучение маркетинговой деятельности на стыке с юриспруденцией. Понимание студентами вопросов правового регулирования маркетинга, умение использовать правовые нормы в реальной практике, существенно расширят профессиональные возможности выпускников, повысит их ценность как специалистов. Кроме того, с маркетинговой деятельностью, так или иначе, связано все население страны, поэтому каждому полезно знать права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в данной сфере.

Дисциплина «Правовое регулирование маркетинговой деятельности» является дисциплиной специализации специальности «Маркетинг», пособие предназначено для студентов всех форм обучения. Данное пособие может быть полезным также для студентов, обучающихся по ряду других бизнес- специальностей (коммерция, менеджмент, экономика предприятия и т.д.).

Представленное учебное пособие обобщает в единую систему разнородную информацию по основным направлениям правового регулирования маркетинговой деятельности, в частности, по вопросам авторского, патентного права, защиты коммерческой тайны, организации товародвижения, рекламной деятельности, конкурентного законодательства. Помимо содержания заявленных тем, пособие содержит вопросы для самостоятельного контроля знаний. Пособие рассчитано на полный курс читаемой дисциплины.

В качестве дополнительной литературы могут быть использованы отечественные и зарубежные учебники и учебные пособия по темам курса, опубликованные официальные тексты нормативных актов и комментарии к ним, специализированные периодические издания.

ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

1.Субъекты маркетинговой деятельности.

2.Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления, права и обязанности участников отношений.

3.Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

4.Система законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность.

Субъекты маркетинговой деятельности - это все участники данного процесса, т.е. российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели [1].

Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления, права и обязанности участников отношений.

Обязанностью субъектов маркетинговых отношений, является соблюдение Законов и нормативных актов, а также международных договоров принятых на территории РФ.

Органы государственной власти обязаны обеспечить для всех участников рынка равное соблюдение их прав и обязанностей и не допустить исключительного отношения к отдельным участником рынка. Вкратце, основные принципы организации деятельности органов государственной власти можно определить как:

- федерализм, обеспечивающий единство экономического пространства на территории РФ;

- верховенства Конституции Российской Федерации и Федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными службами должностных обязанностей и обеспечении их прав;

- законность;

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- единство правовых и организационных основ государственного строя, предполагающее законодательное закрепление единого подхода обеспечению прав и обязанностей участников;

- обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

- разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

- ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- создание условий для эффективного функционирования товарных рынков;

- недопущения создания приоритетных условий развития для отдельных участников рынка;

- недопущение ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями и т.д.;

- недопущение злоупотребления государственными служащими своими служебными полномочиями (в том числе в создании препятствий к осуществлению субъектами предпринимательской деятельности, разглашения коммерческой тайны и т.д.).

Права и обязанности государственных служащих, а также основные принципы организации государственной службы в РФ указаны в Федеральном законе от 27.05. 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и в Федеральном законе от 31.07. 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»

Немаловажным при осуществлении взаимодействия между участниками рынка является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В рамках данного закона регулируются отношения, связанные с проведением государственного контроля федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ. Из сферы действия данного закона выведены мероприятия, проводимые по инициативе самих юридических лиц, а также отношения связанные с проведением: налогового, валютного контроля, оперативно-розыскных мероприятий, банковского, страхового и транспортного контроля, строительного надзора и т.д (ст. 1).

В качестве основных принципов проведения государственного контроля выделены следующие:

- презумпция добросовестности юридического лица или ин­дивидуального предпринимателя;

- соблюдение международных договоров Российской Феде­рации;

- открытость и доступность для хозяйствующих субъектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение ко­торых проверяется при проведении государственного контро­ля;

- соответствие предмета проводимого мероприятия по конт­ролю компетенции органа государственного контроля (над­зора);

- периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

- учет мероприятий по контролю, проводимых органами го­сударственного контроля (надзора);

- возможность обжалования действий (бездействия) долж­ностных лиц;

- устранение в полном объеме органами государственного контроля допущенных нарушений в случае призна­ния судом жалобы хозяйствующего субъекта обоснованной;

- ответственность органов государственного контроля (над­зора) и их должностных лиц при проведении государственно­го контроля (надзора) за нарушение законодательства Рос­сийской Федерации;

- недопустимость взимания органами государственного кон­троля (надзора) платы за проведение мероприятий по контролю (за исключением случаев возмещения расходов экспертиз, в результате которых выяв­лены нарушения обязательных требований);

- недопустимость непосредственного получения органами го­сударственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взыс­канных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпри­нимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Ст. 7. Закона определяет порядок проведения мероприятий по контролю:

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контро­ля (надзора), где указывается:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении меро­приятия по контролю (далее -проверка);

- наименование органа государственного контроля (над­зора);

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполно­моченного на проверку (проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в рас­поряжении);

- наименование хозяйствующего субъекта, на котором проводится проверка;

- цели, задачи и предмет проверки;

- правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по контролю (данные сроки не могут быть нарушены проверяющим).

Распоряжение (приказ) предъявляется руководителю или иному должностному лицу хозяйствующего субъекта, од­новременно со служебным удостоверением.

Продолжительность мероприятия по контролю не долж­на превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований, срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В отношении одного хозяйствующего субъекта плановая проверка может быть проведена каждым органом контроля не чаще, чем 1 раз в 2 года.

Внеплановые проверки могут проводиться по мере необходимости, но при наличии серьезных оснований для их проведения, как то: возникновение угрозы жизни граждан, жалобы на нарушения прав граждан, угрозы аварийных ситуаций и т.д.

В своей деятельности контролирующие органы ограничены, они не вправе:

- проверять выполнение требований, не от­носящихся к компетенции органа государственного конт­роля (надзора;

- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц хозяйствующих субъектов;

- требовать информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну (в т. ч. коммерческую).

По результатам проверки должностным лицом органа государственного контроля составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю хозяйствующего субъекта под расписку (либо по почте с уведомлением о вручении)

В случае выявления административного правонарушения составляет­ся протокол об административных правонаруше­ниях, и даются предписания об устранении выявленных на­рушений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю, где производится запись о проведенной проверке (наименование органа государственно­го контроля, дата, время, о правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, выявленные наруше­ния, а также указыва­ются фамилия, имя, отчество, должность лица, осущест­вившего проверку и его подпись).

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть про­шит, пронумерован и удостоверен печатью хозяйствующего субъекта. Данный документ служит для защиты прав предпринимателя.

Помимо ведения журнала учета, для ст. 13 и 14 Закона определены права юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при проведении мероприятий по контролю:

1. Должностные лица имеют право непосредственно присутствовать при проверке и давать объяснения по вопросам, отно­сящимся к предмету проверки;

2. Получать информацию, знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несог­ласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих;

3. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц орга­нов государственного контроля (надзора) в административ­ном и (или) судебном порядке.

4. Вред, хозяйствующему субъекту вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля при проведении проверке, признанных в неправомерными, подлежит возме­щению.

Государственная защита прав хозяйствующих субъектов при проведе­нии государственного контроля осуществляется в административном и (или) судеб­ном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Помимо государственной защиты прав предпринимателей Законом предусмотрена и общественная защита, которую могут осуществлять союзы и объединения, некоммерческие организации. В частности, предусмотрена возможность обращения в суд по защите прав неопределенного круга лиц, обращение в органы прокуратуры с целью отмены неправомочных актов органов исполнительной власти и органов исполнительной власти.

Система законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность [1]:

На маркетинговую деятельность, как и на любую другую предпринимательскую активность, распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню издавшего их органа. В зависимости от того, каким органам принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

1. Конституция РФ, которая является главным законом страны, часть положений которой можно отнести и к предпринимательской деятельности. Например, положение ст. 8. о том, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. А также о том, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), имеющий статус федерального закона (ФЗ), иногда именуемый «Экономической конституцией». ГК РФ содержит нормы, регулирующие элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга.

3. Следующая иерархическая ступень - федеральные законы, которые регулируют специфические области деятельности. Например – отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируется законом «О защите прав потребителей».

4. Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты других органов исполнительной власти). Данные нормативные документы должны соответствовать документам более высокого уровня, и не противоречить им. В качестве примера подзаконных актов можно привести:

Указ Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен, тарифов» (регулирует вопросы ценообразования), Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ, и т. д.

5.Россия по своему государственному строю является федерацией, следовательно, помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих маркетинг, входят акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Пример: «Правила размещения средств наружной рекламы в г. Владивостоке».

6. Корпоративные (локальные) нормативные акты. Они регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются учредителями. Цель – закрепление в нормативной документации правил ведения маркетинговой деятельности в нормативных документах. Например, введение режима коммерческой тайны.

7. Кроме нормативных источников к источников маркетингового права следует отнести обычаи делового оборота, т.н. правила поведения не предусмотренные законодательством. Обычаи делового оборота используются только в тех случаях, когда в законодательном акте нет четкого указания норм поведения, т.е. обычай делового оборота заполняет пробелы в законодательстве. Например, если в договоре не указан срок поставки товара или проведения работ, то за основу берется срок, являющийся средним (обычным) для осуществления такого рода поставок или проведения работ. Но обычай делового оборота, никогда не употребляется, если он противоречит законодательству или договору.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками регулирования служат общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите всех субъектов маркетинговой деятельности. Включены ли в этот перечень органы исполнительной власти? Почему?

2. Какие обязанности возложены на участников маркетинговых отношений?

3. Перечислите основные принципы организации деятельности органов государственной власти, поясните каждое положение.

4. Как осуществляется защита прав предпринимателей, при проведении проверок органами исполнительной власти?

5. Что такое «журнал учета мероприятий по контролю»? В чем его основная функция? Какие сведения туда заносятся?

6. Какие документы обязаны предъявить представители органов исполнительной власти при проведении проверки?

7. Какие сведения должен содержать приказ на проведение контролирующего мероприятия?

8. Как часто органы исполнительной власти имеют право проводить проверки?

9. Перечислите права хозяйствующего субъекта при проведении контролирующих мероприятий.

10. Назовите в иерархическом порядке систему законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность.

ТЕМА 2. ДОГОВОР, ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, СИСТЕМА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МАРКЕТИНГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.Понятие сделки, договора. Внедоговорные обязательства.

2. Понятие публичного договора, его особенности.

3. Система договорных отношений, регулирующих маркетинговую деятельность.

Общие положения гражданского законодательства, устанавливающие правила заключения сделок и договоров, а так же регламентирующее правовые последствия гражданских прав и обязанностей отражены в Гражданском Кодексе РФ. В частности, гл 9. и гл. 27-29. регламентируют общие правила заключения и исполнения сделок и договоров.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Примером такой сделки может служить бесплатная раздача рекламных периодических изданий, таких как «Дальпресс». Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех и более сторон (многосторонняя сделка). Примером многосторонней сделки служит договор об оказании образовательных услуг, в котором действуют три стороны: исполнитель – учебное заведение; потребитель – тот, кто получает образование и заказчик, который оплачивает услуги.

Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, он может быть заключен только в письменной форме.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Это очень важное обстоятельство, поскольку ии в ГК РФ, ни в других норматив­ных правовых актах не содержится специальных норм, регули­рующих договорные отношения, связанные с проведением мар­кетинговых исследований. Более того, современное отечествен­ное гражданское законодательство даже не упоминает таких важ­нейших понятий в условиях рыночной экономики, как «марке­тинг», «маркетинговые исследования», «маркетинговые обяза­тельства». В то же время в условиях практически полного отсут­ствия специального нормативного регулирования договор стано­вится главным средством организации отношений между пред­приятием и специализированной фирмой по поводу проведения ею маркетинговых исследований.

Однако данная статья Гражданского кодекса (ст. 421) дает сторонам вправо заключить до­говор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, в котором содер­жатся элементы различных договоров. Посему тот факт, что в ГК РФ не нашел закрепления договор на выполнение маркетин­говых исследований, разумеется, не означает, что сторонам, его заключившим, будет отказано в гражданско-правовой защите.

Согласно ст. 422, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

К внедоговорным обязательствам, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не правилами об отдельных видах договоров. Обязательства возникают из договора, вследствие, например, причинения вреда, а также из иных оснований, указанных в ГК.

Обычаи делового оборота, т.н. правила поведения не договором тоже играют большую роль. Обычаи делового оборота используются только в тех случаях, когда в договоре нет четкого указания норм поведения, т.е. обычай делового оборота заполняет пробелы в договоре.

При составлении договора необходимо обратить внимание, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

И, наконец, ст. 432 ГК определяет основные положения о заключении договора. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Немаловажным для деятельности маркетолога является положения в ст.435-437 ГК об оферте.

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты (публичная оферта), если иное прямо не указано в рекламе.

Естественно, офертой признается реклама, которая содержит хотя бы существенные положение договора, например: о цене товара, о скидках, об условиях покупки и т.д.

Срок действия оферты, изложенной в рекламе, составляет два месяца, если в рекламе не указан иной срок или условия, ее отменяющие. Полученная адресатом в форме рекламы оферта не может быть отозвана до истечения срока ее действия.

Система договорных отношений, регулирующих маркетинговую деятельность[1].

Основу маркетинговой деятельности составляют маркетинго­вые исследования. Они предполагают сбор, обработку, анализ и систематизацию рыночной информации в соответствии с возни­кающими в практике хозяйствующих субъектов маркетинговыми проблемами и предназначены для решения конкретных задач, стоящих перед заказчиком. Таким образом, с точки зрения юри­дического обеспечения, речь должна идти о правовом регулиро­вании информационных отношений.

Информация как объект маркетинговых исследований с пра­вовых позиций характеризуется некоторыми особенностями:

1. Информация есть нематериальное и непотребляе­мое благо и подвержено не материальному, а моральному износу;

2. Существует возможность неограниченного тиражирования информации и отсутствие монополии на информацию, кроме случаев коммерческой тайны.

3. Информация, представляющая результат творческой деятельности, является объектом интеллектуальной собственности. Это авторские произведения, ноу-хау, изобретения, на которые существует совокупность исключительных прав. Такие объекты ре­гулируются специальным законодательством. При этом правовому регулированию подвергается не сам процесс творчества, а создание организационных, имущественных и иных результатов деятельности;

4. Информацию можно рассматривать одновременно как нематериальный объект и как овеществленный предмет, что позволяет вести гражданско-правовую защиту документированной информации только с помощью института интеллектуальной собственности, но и института вещной собственности. Такую двойственную правовую природу информации, необходимо иметь в виду при защите прав на информацию граждан и юридических лиц.

Информация — один из видов объектов гражданских прав предусмотренных ст. 128 ГК РФ. Однако в самом ГК РФ не содержится дефиниции понятия «информация» и предусмотрена защита только для более узкого объекта данного вида — служебной и коммерческой тайны. Согласно ст. 2 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ, под информациейпонимаются сведения о лицах, предметах, фактам событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений Закон определил только документированную информацию (документы) составляющую информационные ресурсы. Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:

1) порядок документирования информации;

2) собственника данного вида ресурсов;

3) категорию информации по уровню доступа к ней;

4) порядок пользования информационными ресурсами;

5) порядок правовой охраны информации.

Юридическое оформление процесса получения, использова­ния, охраны и распространения информации требует заключе­ния договоров. Правовыми формами информационного обеспе­чения маркетинговой деятельности выступают:

1) договор на проведение маркетинговых исследований;

2) договор на оказание информационных услуг;

3) договор подписки на периодическое печатное издание;

4) договор о неразглашении конфиденциальной информации предприятия и др.

В качестве примера рассмотрим правила составления договора на проведение маркетинговых исследований.

При составлении и заключении договоров на выполнение маркетинговых исследований, сторонам следует руководствовать­ся общими нормами гражданского законодательства о заключе­нии и исполнении договора, об ответственности за неисполне­ние или ненадлежащее исполнение обязательств и т.д., а также нормами, регулирующими аналогичные правоотношения, со­держащимися в главах 37 («Подряд»), 38 («Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических Работ») и 39 («Возмездное оказание услуг») ГК РФ.

Современная маркетинговая практика показывает, что при разработке такого комплексного соглашения стороны активно используют отдельные элементы различных договоров, в том числе регламентированных в указанных главах ГК РФ. К такому комбинированному договору будут применяться в соответствую­щих частях правила, регулирующие договоры подряда, выполнения научно-исследовательских работ, возмездного оказания услуг и т.д.

По договору на проведение маркетинговых исследований исполнитель обязуется выполнить маркетинговые исследования в соответствии с заданием, утвержденным заказчиком, и передать ему результат в виде документированной информации (отчет), а заказчик обязуется принять его и оплатить выполненную работу. Будучи весьма сложной по своей природе, правовая конструкция договора о выполнении маркетинговых исследований должна, содержать следующие основные сведения и усло­вия, определяемые сторонами в дискреционном порядке:

• наименование сторон — заказчика и исполнителя маркетинговых исследований;

• предмет договора, включая территорию, задачи, направле­ния и методы исследований;

• обязательства сторон;

• порядок контроля заказчика за ходом маркетинговых и др. следований;

• размер вознаграждения, причитающегося исполнителю, порядок расчетов;

• срок действия договора;

• порядок сдачи и приемки проведенных исследований;

• гарантийный срок; -

• обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

• особые условия о конфиденциальности;

• ответственность сторон;

• юридические адреса и банковские реквизиты сторон

Одним из самых сложных вопросов составления данного договора является определение предмета договора на выполнение маркетинговых исследований. Он предполагает четкое определение проблемы, подлежащей раз­решению исполнителем, объекта исследования (например, опре­деленной отрасли хозяйства, вида деятельности, определенной группы потребителей (сегмента рынка), товара и его качествен­ных характеристик, влияющих на конкурентоспособность, рек­ламы заказчика и ее эффективности, распределительной сети и т.п.), территории его проведения (района, города, отдельного ре­гиона, определенной страны), целей, характера, направлений и объема подлежащих выполнению работ, в том числе касающих­ся получения информации о возможностях и перспективах ве­дения интересующей заказчика деятельности, а также требова­ний к ожидаемому результату. Указанные моменты могут быть оформлены в виде отдельного задания заказчика.

Таким образом, предметом договора является как сама дея­тельность исполнителя, т.е. операции, осуществляемые маркето­логом в ходе исследований, представляющие их основу, так и их результат — маркетинговая информация, включая выводы и ре­комендации, оформленные в виде отчета о проведенном иссле­довании.

С учетом сказанного, а также сравнительной длительности и сложности процесса маркетинговых исследований, сторонам договора целесообразно составить программу подлежащих выпол­нению работ. Это позволит упорядочить деятельность исполни­теля в ходе исследований и будет способствовать установлению тесного контакта исполнителя с заказчиком, оперативному решению вопросов, возникающих в ходе работ, а также даст возможность заказчику осуществлять эффективный контроль.

Оформление результатов исследований в виде отчета, т.е. фиксирование информации на материальном носителе с рекви­зитами, позволяющими ее идентифицировать, представляет не­обходимое условие включения результатов исследований в иму­щественный оборот. Чтобы предупредить возможные разногла­сия и неразбериху, в договоре следует устанавливать требования к представляемому исполнителем отчету о результатах прове­денного исследования с учетом удобства для его последующего практического использования.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие договора, срок действия и порядок заключения договора.

2. В чем отличие понятий «договор» и «сделка»?

3. Может ли сделка совершаться в одностороннем порядке? Приведите примеры. Может ли в одностороннем порядке быть заключен договор? Почему?

4. Понятие публичного договора. В чем его отличие от других форм договора?

5. Порядок ценообразования при работе с публичным договором, форма публичного договора и порядок заключения. Какие предприятия работают по публичным договорам?

6. Что такое публичная оферта? Какая реклама является публичной офертой? Как долго действует срок оферты, провозглашенной в рекламе?

7. Есть ли возможность у хозяйствующих субъектов заключить договор, форма которого не оговорена в Гражданском кодексе РФ.

8. Информация, как объект маркетинговых исследований с правовых позиций характеризуется некоторыми особенностями. Назовите их.

9. Перечислите основные пункты, которые быть включены в договор на проведение маркетинговых исследований.

10. Что является предметом договора? Как определить предмет договора в договоре на проведение маркетинговых исследований?

ТЕМА 3. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

1. Особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности.

2.Авторское право – основные понятия, виды, защита авторских прав.

3.Патентное право.

4.Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, их виды.

5. Нематериальные активы предприятия- понятия и признаки, особенности учета, оценки и инвентаризации.

Особенности функционирования рынка интеллектуальной собственности [3] обусловлены спецификой товара и соответственно, условиями обращения товара на рынке.

В условиях рыночной экономики интеллектуальная собственность выступает в качестве товара наряду с материальными объектами, при­чем ее стоимость в некоторых случаях значительно превышает сто­имость материальных объектов. Товаром являются права на объекты интеллектуальной собственности, передача которых оформляется спе­циальным договором.

Среди способов распоряжения исключительными правами центральное место занимает передача их по договору. Таким образом, существует возможность распорядиться любым исключитель­ным правом, как в форме полной уступки прав, так и в форме выдачи исключительной либо неисключительной лицензии. Для правооблада­теля объекта интеллектуальной собственности естественным становит­ся выбор — продать право на объект либо предоставить его во временное пользование.

Продажа прав, в российском законодательстве используется термин уступка прав, — это юридический акт, посредством которого владелец прав на объект интеллектуальной собственности передает (уступает) эти права другому лицу, что свидетельствуется письменным документом. Владелец прав при этом называется передающим лицом, а физическое или юридическое лицо, приобретающее все права, — получателем. После завершения такой сделки передающее лицо уже не имеет никаких имущественных прав на объект интеллектуальной собственности, о котором идет речь.

Второй юридический способ распоряжения правами — лицензирование, т. е. предоставление владельцем прав другому физическому или юридическому лицу разрешения на совершение в определенной стране или иной территории и в ограниченный период времени оного или более действий, на которые имеет исключительные права правообладатель. Юридический документ, подтверждающий факт выдачи разрешения, обычно называют лицензионным говором (контрактом), или лицензией.

Основными сегментами рынка интелектуальной собственности являются: 1. Рынок авторских прав

2. Рынок программ для ЭВМ и баз данных

3. Услуги по передаче товарного знака.

4. Рынок ноу-хау.

Каждый из этих сегментов имеет свои особенности:

Передача авторских прав. Специфика рынка авторских прав заключается в том, что для их возникновения при создании произведения не требуется совершения каких-либо специальных действий, в том числе регистрации. Исполь­зование произведения автора другими лицами, которые обобщенно именуются пользователями, осуществляется на основе авторского до­говора. Соответственно не существует обязательной регистрации и для договоров по распоряжению авторскими правами. Указанные об­стоятельства не позволяют произвести статистический анализ данно­го сегмента рынка интеллектуальной собственности не только в Рос­сии, но и в других странах.

В зависимости от того, становится ли приобретатель авторских прав по договору единственным их обладателем или не становится, автор­ские договоры подразделяются на договоры о передаче исключитель­ных прав и договоры о передаче неисключительных прав. Авторский до­говор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. По авторскому договору о передаче неисключительных прав приобретателю разрешается использование произведения наравне с са­мим автором и другими лицами, получившими от автора разрешение на использование произведения аналогичным способом.

В случае договора о публикации (издательский договор) обладатель авторского права обычно не лишается этого права или права контроли­ровать публикацию своего произведения.

Передача права на программы для ЭВМ и базы данных. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» программы для ЭВМ и базы данных являются объектами авторского права, что предопределяет режим их использования. Права на указанные объек­ты не требуют обязательной регистрации, и, следовательно, распоря­жение правами будет осуществляться аналогично с авторским правом.

Права на программу для ЭВМ и базу данных могут быть переданы пол­ностью или частично другим физическим или юридическим лицам по авторскому договору, за исключением специально оговоренных зако­ном случаев. По содержанию передаваемых прав выделяется три вида авторских договоров:

♦ договор о передаче исключительных прав (исключительная ли­цензия);

♦ договор о полной уступке всех имущественных прав (полная лицензия);

♦ договор о передаче неисключительных прав (простая лицен­зия).

Передача товарного знака. В современных условиях одним из самых популярных объектов на рынке интеллектуальной собственности стал товарный знак. В мире на сегодняшний день действует около 5 млн. товарных знаков. Свыше 80% всех изделий, выпускаемых и экспортируемых предприятиями развитых индустриальных стран, маркируется товарными знаками.

Но так как этот вид объектов гражданских прав может принадлежать лишь определенным участникам оборота, и его введение в хозяйственный оборот возможно лишь после прохождения специальной процедуры регистрации. Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением этих правомочий, должны быть зафиксированы в договоре, а договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве. Регистрация таких договоров осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака (как исключительных, так и не исключительных).

Передача патентных прав

К объектам патентного права, отно­сятся изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

В отношении перечисленных объектов законодательство предус­матривает возможность реализации всех форм распоряжения правом. Однако необходимость государственной регистрации самих объектов означает, что распоряжение правами возможно только после их регис­трации. Так, договор в отношении существующего где-то в мире изоб­ретения, но не получившего охрану на территории Российской Феде­рации, не будет порождать прав на использование на ее территории.

По договору уступки прав происходит продажа всех исключитель­ных прав на запатентованный объект промышленной собственности и приобретение этих прав другим лицом, которое становится новым па­тентообладателем по договору.

Цель договора, являющегося патентной лицензией, состоит в пре­доставлении права на использование объекта промышленной соб­ственности, охраняемого патентом. Патент предоставляет комплекс исключительных прав: на использование, например изобретения или полезной модели, изготовление на его основе продукта, продажу тако­го продукта или выпуск его на рынок. Лицензия дает право лицензиа­ту на осуществление всех этих действий.

Лицензии бывают исключительные или неисключительные (про­стые). Исключительная лицензия гарантирует, что лицензиар не будет иметь конкурентов даже в лице лицензиара или принадлежащих ему филиалов

Передача ноу-хау. Торговля лицензиями включает в себя также передачу ноу-хау, ре­зультатов НИОКР, услуги типа инжиниринга и др. Договоры о пере­даче ноу-хау (в российском законодательстве этот объект именуется коммерческой тайной) не подлежат государственной регистрации.

Передача ноу-хау осуществляется по лицензионному договору, случае если ноу-хау относится к запатентованному изобретению или промышленному образцу, зарегистрированному товарному зна­ку, то передача ноу-хау возможна как путем включения соответству­ющего раздела в лицензионный договор на объект промышленной собственности, так и путем составления отдельного от лицензионного договора – документа, который называют соглашением о ноу-хау.

Авторское право

Основным документом регламентирующим сферу действия авторских прав является Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах". Согласно данного закона: автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме (письменной, устной, звуко— или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и др.). Однако не все авторские произведения являются объектами авторского права. В таблице 1 указаны объекты которые не регулируются авторским законодательством.

Таблица 1 - Объекты авторского права.

Произведения, являющиеся объектами авторского права Произведения, не являющиеся объектами авторского права
- литературные произведения; - драматические и сценарные произведения; хореографические произведения; - музыкальные произведения; - аудиовизуальные произведения (кино—, теле— и видеофильмы и т.д.); - произведения живописи, скульптуры, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; - произведения архитектуры, градостроительства; - географические, геологические карты, планы; - производные произведения (переводы, аннотации и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); - сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. - официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; - государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки); - произведения народного творчества; - сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или иного специального оформления.

Для того, что бы произведение охранялось авторским правом, необходимо, что бы оно было оригинальным. Идеи произведения, его содержание не обязательно должны быть новыми, но форма выражения этих идей должна быть оригинальным произведением автора. Охрана произведения не зависит также от художественных качеств, представления о которых всегда достаточно субъективны.

Произведение должно охраняться независимо от его ценности, и достоинств и даже независимо от своего назначения, так как цели использования произведения не имеют отношения к его охране.

К юридически значимым элементам произведения, подлежащими охране являются язык и образ произведения. Образ – это внутреннее содержание произведения, а язык – его внешняя форма. Считается, что образы могут заимствоваться для создания нового произведения, а внешняя форма должна быть новой [3]. Например, образ Винни Пуха из мультфильма был использован киностудией «Союзмультфильм» и киностудией Уолта Диснея, и на основании одного образа были созданы два совершенно разных мультипликационных произведения. Язык произведения как его внешняя форма заимствоваться не может.

Охрана на основе авторского права ограничена во времени Законом предусмотрен срок, в течение которого права обладателя авторских прав имеют силу. В РФ это право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Если произведение публиковалось по псевдонимом, то истечение авторского права происходит через 70 лет после публикации. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора сохраняются бессрочно. После окончания срока защиты произведение переходит в ранг общественного достояния и может использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:

1. латинской буквы "С" в окружности: ©;

2. имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

3. года первого опубликования произведения.

Авторское право носит исключительный характер, это означает, что только автор и никто другой, имеет право распоряжаться своим произведением. Законом предусматриваются два вида авторских прав имущественные и личные неимущественные права, которые изображены на рисунке 2.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Данные права могут быть переданы автором другому лицу, по авторскому договору, заключенному в письменной форме.

За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность.

Рисунок 1 – Основные виды авторских прав.

Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3) возмещение убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

Законом оговаривается ряд случаев, когда разрешается использовать произведение без согласия автора, а именно: для личного использования, при цитировании, при производстве следственных действий, для учебных целей и т.д.

Помимо авторского права в законодательстве РФ существует еще 3 типа прав, которые обычно называют смежными правами: право исполнителя на исполнение, право изготовителя фонограммы на фонограмму и право вещательных организаций на радио – и телепередачи. Права лиц, которые помогают создателю произведения распространить его на широкую аудиторию (естественно, с согласия автора), охраняются законом наравне с авторскими правами и называются смежными правами или правами, соседствующими с авторскими. Их возникновение, так же совпадает с фактов выхода смежного произведения и не требует дополнительной регистрации.

Патентное право.

Основной закон: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-I (в ред. от 02.02.2006г.), которым регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец. В отличие от авторского права патентное право наступает только после прохождения соответствующей процедуры получения патента или регистрации изобретения.

Патентообладателю принадлежит исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Никто не вправе использовать запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец без разрешения патентообладателя, в том числе совершать следующие действия, за исключением случаев, предусмотренных Законом (например, при чрезвычайных обстоятельствах, либо для сохранения жизни человека).

Любое физическое или юридическое лицо, использующее запатентованные изобретение, полезную модель или промышленный образец с нарушением Патентного закона, считается нарушителем патента. Патентообладатель вправе требовать:

- прекращения нарушения патента;

- возмещения лицом, виновным в нарушении патента, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;

- публикации решения суда в целях защиты своей деловой репутации;

- осуществления иных способов защиты прав в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Законом предусмотрено 3 вида объектов, на которые распространяется патентное право. Каждому из данных объектов дается свой режим патентной охраны, например: срок действия патента на изобретение составляет двадцать лет, патент на полезную модель действует в течении 5 лет, а на промышленный образец - 10 лет. Помимо срока, различными являются критерии охраноспособности, которое складываются из нескольких критериев: новизны, промышленной применимости, оригинальности и изобретательского уровня.

Критерий новизны означает, объект является не известным из существующего уровня техники.

Объект имеет изобретательский уровень, если он для специа­листа явным образом не следует из уровня техники.

Объект является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохране­нии и других отраслях деятельности.

Итак, в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящейся к продукту или способу его изготовления. Изобретению предоставляется охрана если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

В качестве полезной модели охраняется техническое решение, от­носящееся к устройству. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспо­собности, если она является новой и промышленно применимой.

Изобретение и полезная модель — два очень близких между собой объекта. В качестве полезной модели можно охранять устройства, не об­ладающие изобретательским уровнем, или устройства, в отношении ко­торых этот высокий уровень трудно доказать. Чаще всего полезная мо­дель используется для охраны устройств, имеющих короткий срок службы.

В качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремес­ленного производства, определяющее его внешний вид.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным.

Промышленный образец по сути – это «гибрид» авторского и патентного права. Хотя и патентное право, и авторское право являются по существу сво­ему правом на результаты.творческой деятельности человека, однако патентное право относится исключительно к технической сфере. Тем не менее, среди объектов патентного права выделяется стоящий как бы на границе и пересекающийся с объектами авторского права промышлен­ный образец. Патент на промышленный образец не содержит формулы промышленного образца и в этом отношении разительно отличается от таких канонических объектов промышленной собственности, как изоб­ретение и полезная модель. Более того, промышленный образец характе­ризуется в рамках описания простым перечислением его существенных признаков, в первую очередь признаками формы, что характерно как раз для объектов авторского права. Вместе с тем, поскольку форма промыш­ленного образца не рассматривается как чисто эстетическая категория, а подразумевается, что она неразрывно связана с его назначением и техни­ческими или технологическими преимуществами, т. е. относится к тако­му понятию, как дизайнерское решение, этот объект правомерно занима­ет свое место в ряду объектов патентного права.

Промышленный образец или внешний вид изделия в широком смыс­ле слова представляет собой сложное сочетание не только внешних ка­честв изделия, но и его внутреннего, функционального устройства и на­значения. Особая роль в создании промышленного образца состоит в придании внеш­нему виду изделия таких эстетических особенностей, которые выделят из ряда аналогичных художественно-конструкторских решений. Необходимо так же отметить, что для получения патента на промышленный образец необходима его мировая новизна.

Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, их виды

Нетрадиционные объекты также являются результатами интеллектуального труда, не совпадающие с традиционными объектами (авторским и патентным правом), но защищенные законодательством. К ним относятся:

1. Открытия

2. Рационализаторские предложения

3. Топология интегральных микросхем

4. Селекционные достижения [3].

Более подробно данные объекты раскрыты в таблице 2

Таблица 2. – Характеристика объектов нетрадиционной интеллектуальной собственности.

Наименование, пример определение критерии охраноспособности закрепляемые виды прав
Открытие (проявление вулканической активности на Луне), главный признак открытия - абсолютная мировая новизна установление неизвестных ранее, объективно присутствующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящие коренное изменение в уровень познания 1. должно вносить изменения в уровень познания; 2. должно существовать в действительности и быть достоверным; 3. должно быть доказанным теоретически или экспериментально. личные не материальные права (право на авторство и право на имя)
Рационализаторские предложения (внесение изменений в технологию производства, модернизация орудий труда) техническое предложение, являющиеся новым и полезным для предприятия, и предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии производства, применяемой техники и состава материала 1. техническое решение (не констатация факта и прогноз) 2. обладает местной новизной (неизвестна на данном предприятии); 3. полезность патентуются или становится объектом коммерческой тайны, в таком случае денежное вознаграждение может быть определено только работодателем
Топология интегральных микросхем (полупроводниковая микросхема, контактные площадки) зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупностей элементов микросхем и связей между ними оригинальность регистрируется в Патентном ведомстве РФ, закрепляются имущественные и не личные имущественные права.
Селекционные достижения выведение новых пород животных и сортов растений 1. новизна 2. отличимость от ранее созданных разработок 3. однородность полученного результата 4. стабильность выдается патент, закрепляются имущественные и не личные имущественные права.

Эти объекты, так же как и традиционные являются объектами труда и как любые результаты труда не должны отчуждаться от их создателей. Основными документами, регламентирующими отношения в данной области, являются: Положения об открытиях, 1973г., Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23.09.1992г., Закон РФ «О селекционных достижениях».

Нематериальные активы предприятия- понятия и признаки, особенности учета, оценки и инвентаризации [3].

Нематериальный актив — это идентифицируемый не денежный актив, не имеющий физической формы, служащий для использования при производстве или предоставлении товаров или услуг, для сдачи в аренду другим или для административных целей». Под активом стандарт понимает «ресурс, контролируемый компанией в результате прошлых событий и от которого ожидается поступление в компанию экономических выгод».

Подобные требования предъявляются к нематериальным активам и в «Положении о бухгалтерском учете» (ПБУ). Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структу­ры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организа­цией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т. е. срока полез­ного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 ме­сяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждаю­щих- существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.). В соответствии со ст. 25 ПБУ нематериальные активы, предоставленные организацией-право­обладателем в пользование другой организации-пользователю при со­хранении первой организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат обособлен­ному отражению в бухгалтерском учете у организации-правообладате­ля. Начисление амортизации по нематериальным активам, предостав­ленным в пользование, производится организацией-правообладателем. Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются орга­низацией-пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в до­говоре.

К нематериальным активам, согласно ПБУ могут быть отнесены так:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, про­мышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на то­пологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак об­служивания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные до­стижения.

Этот перечень не является исчерпывающим. К нематериальным активам могут относиться и другие исключительные права. Это права на использование служебного произведения науки, литературы и искусства, которые принадлежат работодателю автора, т. е. юридическое у лицу, которое вправе использовать это произведение и относить его к своим нематериальным активам, если они отвечают требованиям, предъявляемым законодательством, исключительные права произво­дителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, об­ладателей коммерческой тайны.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая ре­путация организации и организационные расходы (расходы, связан­ные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие способы распоряжения исключительными правами используются на рынке?

2. Перечислите основные сегменты рынка интеллектуальной собственности.

3. С какого момента вступает в действие защита авторского права? Необходима ли государственная регистрация произведения? Что является основным критерием, определяющим охраноспособность произведения?

4. Что включает в себя понятие имущественного и неимущественного права?

5. Каковы последствия нарушения авторского права?

6. В чем отличие объектов авторского права от объектов патентного права?

7. С какого момента вступает в действие защита патентного права? Необходима ли государственная регистрация объекта защиты? Что является основными критериями, определяющим охраноспособность объекта?

8. Перечислите виды объектов, на которые распространяется патентное право? В чем разница между изобретением, открытием и промышленным образцом?

9. Что такое рацион


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: