Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах определяются ФЗ от 7 апреля 1999 года № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»

Наукоград Российской Федерации – муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Статус наукограда имеют города Обнинск, Королев, Мичуринск, Фрязино, Петергоф и др.

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство РФ утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов.

Особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге определяются ст. 79 Закона 2003 года. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Таким образом, в отличие от других муниципальных образований перечень вопросов внутригородских территорий городов федерального значения определяется законами субъектов РФ. Исходя из этого определяется и состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с Законом города Москвы от 2 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий. К вопросам местного значения отнесены, например, установление местных праздников и организация местных праздничных и иных зрелищных мероприятий, развитие местных традиций и обрядов; проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования; регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями - физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) с работниками; рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей; взаимодействие с общественными объединениями; участие в организационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы, референдума Российской Федерации, референдума города Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; согласование вносимых управой района города Москвы в префектуру административного округа города Москвы предложений о предоставлении земельных участков для стоянок автотранспорта; по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети и другие.

Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях города Москвы имеют наименования: представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное Собрание); глава муниципального образования - Руководитель внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - Руководитель муниципального образования); исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципалитет).

Особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге определяются Законом Санкт-Петербурга от 7 июня 2005 года № 237-ЗО «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, определяются ст. 82.1 Закона 2003 года. Органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляются полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки товаров, а также на оказание связанных с такими поставками услуг, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, в случае утверждения перечня законом субъекта РФ.В перечень могут быть включены только топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками.

Полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов утверждается Правительством РФ.[34]

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом от 27 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В частности из полномочий органов местного самоуправления изъяты: резервирование земель и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка; обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории Центра и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и др.

Объединения муниципальных образований. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований могут образовываться объединения муниципальных образований. Однако в отличие от Закона 1995 года Закон 2003 года предписывает обязательное образование в каждом субъекте РФ совета муниципальных образований соответствующего субъекта РФ, организация и деятельность которого осуществляются в соответствии с требованиями ФЗ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Совет должен иметь устав. Муниципальные образования обязаны уплачивать членские взносы.

Созданный совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность (ст. 66 Закона 2003 года).

В Ростовской области 23 марта 2006 года на базе Ассоциации муниципальных образований Ростовской области создан Совет муниципальных образований Ростовской области. В него вошли 463 муниципальных образования Дона.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований могут образовывать только советы муниципальных образований субъектов РФ (в его состав должны войти не менее двух третей субъектов РФ). Целями его создания являются:

- организация взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ;

- выражение и защита общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти;

- организация сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами.

7 июля 2006 года на базе Конгресса муниципальных образований создан Общероссийский Конгресс муниципальных образований, в который вошли 79 советов муниципальных образований субъектов РФ.

С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Например, Союз российских городов создан в форме ассоциации и на конец 2007 года в него входило 90 городов.

Для объединения финансово-материальных и иных ресурсов муниципальные образования могут выступать участниками договорных отношений, образовывать межмуниципальные объединения, учреждать хозяйственные общества и другие организации в соответствии с действующим законодательством в форме ЗАО и ООО. Передача таким объединениям полномочий органов местного самоуправления запрещается.

Цель установления данной нормы, являющейся новеллой федерального законодательства, - расширение возможностей муниципальных образований по организации решения вопросов местного значения на основе межмуниципальной кооперации. В первую очередь эта норма направлена на обеспечение взаимодействия небольших, имеющих слабую материальную базу муниципальных образований.

Муниципальные образования могут учреждать межмуниципальные печатные средства массовой информации.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

На 1 января 2010 года на добровольной основе в объединениях муниципальных образований, в межмуниципальных некоммерческих организациях участвовало 20890 муниципальных образований.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы признаки муниципального образования?

2. Какими принципами и правилами должен руководствоваться субъект РФ при определении территории муниципального образования?

3. Как осуществляется изменение границ муниципальных образований?

4. В какой форме возможно преобразование муниципальных образований? Какими правилами следует руководствоваться при преобразовании муниципальных образований?

5. Каковы формы объединения муниципальных образований?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: