Самоуправления. Муниципальная служба

Структура органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст.3 Конституции РФ органы местного самоуправления рассматриваются в качестве одной из форм народовластия. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как органы власти органы местного самоуправления обладают следующими признаками:

1) наделены полномочиями по решению вопросов местного значения;

2) не входят в систему органов государственной власти;

3) органы местного самоуправления могут быть выборными, так и основанными на иных принципах; могут формироваться населением или его представителями в лице депутатов;

4) обладают правом издания правовых актов;

5) пользуются государственными гарантиями реализации своих полномочий, включая государственное гарантирование исполнения актов органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные Законом 2003 года в правила определения структуры органов местного самоуправления, делают актуальным вопрос о соответствии данных положений Закона 2003 года Конституции РФ.

В соответствии с Законом 1995 года наличие только выборных органов было обязательным. Ст. 34 Закона 2003 года устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Причем наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

Поэтому, закрепление на федеральном уровне положения об обязательном наличии в структуре органов местного самоуправления трех органов, указанных в ст. 34 Закона 2003 года органов, явно противоречит Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в Определении от 5 марта 2009 года № 375-О-О занял неоднозначную позицию. С одной стороны, он указал, что Конституция РФ устанавливает самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления.

С другой стороны, по мнению Конституционного Суда РФ, Конституция РФ исходит из того, что местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с общими принципами его организации, установление которых относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ и деятельность органов местного самоуправления должна носить законный характер. Тем самым Конституция РФ прямо уполномочила федерального и регионального законодателей на установление организационно-правовых основ осуществления муниципальной власти как одного из уровней публичной власти народа. Самостоятельность местного самоуправления определяется пределами, установленными Конституцией РФ и действующим законодательством.

Соответственно, гарантированное в ст. 131 Конституции РФ право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе общих требований к формам осуществления местного самоуправления, в частности к способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям и т.п.[38]

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ. Ранее, некоторые субъекты РФ пытались унифицировать названия органов местного самоуправления. Конституционный Суд РФ указал, что установление единообразных наименований правомерно при условии, что это не препятствует муниципальному образованию устанавливать разнообразную структуру органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не находятся в подчинении к органам государственной власти, не обязаны выполнять их указания (кроме случаев осуществления отдельных государственных полномочий). Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях, установленных законом (например, по отношению к главе местной администрации, назначаемому по контракту).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Эта норма гарантирует независимость органов местного самоуправления от органов государственной власти и предостерегает от чрезмерного расширения числа органов местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: