ПОСЛЕДНИЕ ЯГОДЫ
Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них — жесткие блестящие листочки.
По И. Павловой
ВОЛНУШКА
У какого гриба на шляпке волны? Ну конечно же, у розовой волнушки. Поэтому ее так и назвали. Такие волны бывают, если бросить в воду камень.
По В. Зотову
Скороговорка
У пеньков опять пять опят.
Диалог
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Подберезовик нашли?
— Нашли.
— Я тебе его дал?
— Дал.
— Ты его взял?
— Взял.
— Так где же он?
— Кто?
— Подберезовик.
— Какой?
— Мы с тобой шли?
— Шли. (И т.д.).
Игры и упражнения
«ЗА ГРИБАМИ»
Координация речи с движениями; развитие творческого
воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов:
«искать», «срывать», «собирать»
Все зверушки на опушке Ищут грузди и волнушки. | (Дети идут в хороводе.) |
Белочки скакали, Рыжики срывали. | (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.) |
Лисичка бежала, Лисички собирала. | (Бегут, собирают воображаемые грибы.) |
Скакали зайчатки, Искали опятки. | (Скачут стоя, «срывают» грибы.) |
Медведь проходил, Мухомор раздавил. | (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.) |
«ГДЕ ВЫ БЫЛИ?»
|
|
Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками
Логопед. Ножки, ножки, где вы были? Дет«и. За грибами в лес ходили. | (Ходьба на месте.) |
Логопед. Что вы, ручки, работали? Дети. Мы грибочки собирали. | (Присели, «собирают» грибы.) |
Логопед. А вы, глазки, помогали? Дети. Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели. | (Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо.) |
Пальчиковая гимнастика
«ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов, | (Дети «шагают» пальчиками по столу.) |
В туесочке пять грибов. | (Переплели пальцы обеих рук — туе- сочек, большие пальцы — ручка; показали 5 пальцев правой руки.) |
Мухомор красный — Гриб опасный. А второй — лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб — волнушка, Розовое ушко. А четвертый гриб — сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб — белый, Ешь его смело! | (На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.) |
«ПОДУМАЙ И ОТГАДАЙ»