Итак, оказывается, что внутриэкономический механизм не всесилен. Сама по себе хозяйственная жизнь не обеспечивает выживания всех членов общества. Мы уже увидели, что хозяйство не живет в пустоте. Уровень его развития влияет на социальную и духовную сферы общественной жизни. И наоборот, существующие культурные ценности воздействуют на систему производства, либо способствуя его стремлению к росту, либо тормозя. Изучая архаические общества, мы увидели, что коллектив, чтобы обеспечить выживание всех своих членов, создавал систему стимулов, поощряющих людей приносить блага в коллектив.
Чем более усложняется общественная жизнь, тем более активно обществу приходится вмешиваться в экономику. Почему? Возникает городская жизнь, появляются социальные группы (армия, чиновничество, интеллигенция), непосредственно с производством не связанные. Но в традиционных культурах крестьянское хозяйство ориентировано на автаркию и мало нуждается в городе. Рыночный механизм не действует. Поэтому, чтобы обеспечить жизнь горожан, приходится создавать специальный механизм перераспределения благ. Органом, отвечающим за осуществление этой задачи, становится государство. Действует оно в основном через систему налогов. Причем следует отметить, что уже в традиционных обществах налоги идут не только на содержание государственного аппарата, но и на социальные нужды: организацию общественных праздников, строительство общественных зданий.
|
|
Таким образом, с самого первого момента образования цивилизаций возникает потребность в создании силы, которая корректировала бы хозяйственный механизм. И уже здесь возникает первая проблема во взаимоотношениях государства и экономики. Производитель не ориентирован на рост и развитие рыночных отношений. Поэтому приходится изымать с него средства на содержание общества путем внешнего давления. Однако путь прямого приказа часто оказывается губительным для производителя. Увеличение налогов на нужды государства и общества либо разоряет его, либо заставляет повышать цены на производимые блага. А с другой стороны попытка государства путем прямого приказа устанавливать, что производить и по каким ценам уничтожает последние стимулы к росту производства.
Кажется, что создание рыночной экономики становится решением проблемы взаимоотношений общества и экономики. Возникает представление, что связь через обмен и механизм спроса - предложения все расставит на свои места. А государству останется роль «ночного сторожа», который следит за безопасностью жизни и имущества граждан.
|
|
Но чем более развивается рыночная экономика, тем более становится очевидным, что рынок не может обеспечить все условия стабильности социальной системы. Почему?
1. В любом обществе есть ряд сфер, где отсутствует прямая связь производителя и потребителя. Иначе говоря, не все сферы общественной жизни могут существовать за счет прибыли и давать прибыль. Это фундаментальная наука, образование, инфраструктура. Расходы на содержание медицины, образование, культурных учреждений часто превышают доходы, которые они могут принести.
2. Рынок не дает гарантии социальной справедливости. Ведь не все в обществе способны к обмену и трудовой деятельности. Рыночный механизм трудовой и предпринимательской мотивации не включает еще и уже не работающих людей.
3. Рынок не имеет механизма саморегулирования. Свободная конкуренция всегда имеет тенденцию к монополизации. Стремясь к прибыли, предприниматель может разорять своих конкурентов, например путем временного искусственного понижения цен. Монополизация приводит, в конечном счете, к падению качества производимой продукции и к возможности бесконтрольного повышения цен. Возникающие в борьбе с монополиями профсоюзные объединения только усугубляют ситуацию. Правомерное требование повышения заработной платы в системе монополизма неизбежно приводит к последующему росту цен.
Тем самым возникает потребность в коррекции деятельности рынка. Естественно, что это не могут делать сами участники рыночных отношений. Требуется вмешательство государства, которое и создавалось как сила, способная урегулировать конфликт интересов различных социальных групп. Однако функции государства в современных условиях усложняются:
1. Оно должно обеспечить выполнение традиционной задачи: поддержание стабильности общества в целом.
2. К этой задаче в индустриальных обществах прибавляется вторая: обеспечить социальную справедливость, дать гарантии выживания малоимущих слоев населения.
3. Наконец, государство должно обеспечить эффективное функционирование самой рыночной системы, потому что только она в состоянии обеспечить материальное изобилие.
Поэтому средства или способы, которыми действует государство и вынуждено действовать, также изменяются. Во-первых, сохраняется традиционный путь. Это издание законов, ограничивающих действие рыночной экономики. Основной источник доходов - это налоги, посредством которых осуществляется перераспределение средств для сохранения социальной инфраструктуры (науки, образования, здравоохранения, культурных учреждений) и создания системы социальной помощи. Сюда входят денежные пособия, льготы по медицинскому обслуживанию и квартплате, адресная помощь через продовольственные талоны. Этот путь, конечно, имеет пределы. Ведь пособия не могут превышать размеры зарплаты, а расходы в целом - доходы.
Поэтому, во-вторых, государство также создает систему законов, обеспечивающих эффективную работу рыночной экономики. Эти законы должны защищать и поощрять конкуренцию. Ярким примером является антимонопольное законодательство.
Но государство не просто ограничивает тенденцию к монополизации. В-третьих, оно становится активным участником в игре рыночных отношений, но не с целью обогатиться, а с целью создать условия для совершенствования и дальнейшего развития рыночных отношений. Его задача состоит в том, чтобы поощрять вступать в конкурентные отношения и для этого выравнивать стартовые позиции потенциальных участников. Для этого создается система дотаций, льгот в налогообложении, льготных кредитов для развития экономически перспективных отраслей.