Общество и хозяйственная жизнь

Мы видим, что развитие техники может увеличивать объем произ­водимых благ, что кооперация и разделение труда облегчают труд. Мы знаем, что человек может работать плохо, а может и хорошо. Но подчерк­нем слово «могут». Это значит, что не всегда возможность превращается в действительность и тем более в необходимость. Анализ рыночной, тради­ционной и плановой экономики показывает, что эти системы не являются закрытыми, зависящими только от действия своих внутренних закономер­ностей. Они подвергаются воздействию извне, что сильно влияет на харак­тер и направление развития хозяйства. В чем же состоит это воздействие?

Любой человек связан с производством: либо как потребитель, либо как производитель. Но не любой человек может стать участником производ­ственного процесса. Для этого необходимы определенные природные и социальные качества. К природным можно отнести силу, здоровье, поло­возрастные характеристики. К социальным относятся знания, навыки и мо­тивы. Знания и навыки предполагают овладение некоторыми правилами осуществления производственного процесса: что делать и как делать. Мотив - это причина, побуждающая человека к действию и воплощающая его же­лание. Определим возможные мотивы, побуждающие человека трудиться.

а) Труд может выступить в качестве необходимости, т.е. человек трудится, чтобы выжить как живое существо.

б) Труд может выступать в качестве средства достижения благ, т.е. человек трудится, чтобы заработать деньги, содержать семью.

в) Труд может выступить в качестве долга. т.е. человек трудится, руководимый идеей долга перед обществом, светлого будущего, религи­озными убеждениями и т.д.

г) Труд может стать потребностью. Человек трудится, потому что труд приносит удовлетворение. Такой труд, как правило, должен обладать признаками творчества.

Вполне может стать характерной ситуация, когда человек обладает навыками и знаниями, но не испытывает желания трудиться. Отчего же зависят мотивы труда? Отчасти от самого характера производства. Если уровень развития техники низок, производство носит конвейерный харак­тер, производственный процесс сложен и не всегда доступен для понима­ния, то трудно, например, реализовать творческое отношение к труду.

Но это не единственная причина. Для понимания мотивов, побуж­дающих человека к труду, нам следует выйти за пределы анализа процесса производства. Мы видим, что мотивы труда не во всем зависят от уровня развития техники, совершенства орудий труда. Также не во всем зависят они и от индивидуальных особенностей человека. Поэтому причины, оп­ределяющие отношение человека к труду, следует искать в характере соци­альных связей и основных ценностей общества. Не трудно заметить, что индивид, занимающий в производстве позицию раба или наемного работ­ника, вряд ли будет руководствоваться мотивами труда как потребности. Труд в целом или отдельные его виды могут считаться в обществе уделом низших классов или вообще наказанием и обладать низким престижем. Как правило, во многих древних обществах единственным достойным ви­дом труда считалось занятие сельским хозяйством. В западноевропейских феодальных обществах трудовая деятельность воспринималась как досто­яние низших классов. А торговлю и ростовщичество (родоначальник бан­ковского дела) религия трактовала как занятия, греховные и позорящие христианина.

Воздействие такой идеологии будет определять экономическое по­ведение членов данного общества. Поэтому низшие классы не стремятся расширять масштабы производства, а прибавочный продукт производят только под давлением государства или высших классов. Для знати обога­щение за счет занятия сельским хозяйством или ремеслом считается по­зорным. Тем более оно не дает возможностей осуществлять престижное поведение, т.е. демонстрацию богатств и трат. Поэтому среди знати харак­терна ориентация на войны, ограбление низших социальных групп, дары от вождей как допустимые и престижные способы обогащения.

Тем самым потребность в развитии производства будет опреде­ляться общей мировоззренческой установкой общества: ориентацией на традицию или на новации, поощрением творческой человеческой актив­ности или жесткой регламентацией поведения, ориентацией на развитие и рост потребления или простое воспроизводство. Поэтому в обществе по­мимо изменения экономических условий, должно сформироваться миро­воззрение, которое ориентировало бы человека на стремление занимать­ся производством, организовывать его определенным образом. А такое мировоззрение должно придать значение профессиям, связанным с эко­номикой (уважение, важность места в обществе, зависимость жизни об­щества от таких людей). Более того, для перехода к новому типу ведения хозяйства первичным по важности оказывается не изменение орудий тру­да и технологий, а преобразование социальных ценностей в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: