Направления реформы | Степень реализации |
1. Ликвидация территориальной системы управления, возврат к отраслевой системе; упразднение ВСНХ СССР, республиканских СНХ, СНХ экономических регионов. | 1. Образовано 11 союзно-республиканских, 9 союзных министерств; преобразование Госплана в союзно-республиканский орган. К функциям республиканских госпланов относилось обеспечение территориального планирования развития промышленного производства при отраслевом принципе управления, рассмотрение вопросов межотраслевого характера относительно промышленности союзных республик. |
2. Передача дополнительно на решение Советов Министров союзных республик вопросов хозяйственного строительства. | 2. Республики получили право участвовать при разработке планов предприятий союзного подчинения, расположенных на их территории, утверждать планы предприятий республики, продукция которых потребляется на месте; было разрешено использовать для нужд республик 50% сверхплановой продукции; расширены права республик в области труда и заработной платы. |
3. Расширение самостоятельности предприятий, сокращение числа утверждаемых показателей. | 3. Не выполнено. |
4. Сохранение как оправдавших себя существующих в экономических районах органов МТС по территориальному принципу. | 4. Выполнено. Для руководства был образован союзно-республиканский Госкомитет СССР по МТС, в союзных республиках были созданы главные управления МТС. |
5. Использование вместо оценочного стоимостного показателя валовой продукции, не ориентирующего предприятия на выпуск изделий высокого качества, необходимых населению, показателя реализованной продукции. | 5.Выполнено, но показатель реализованной продукции сохранял недостатки показателя валовой продукции и имел собственные: - не мог быть использован для расчета темповых показателей; - сохранял затратный характер; - приводил к ухудшению платежной дисциплины. |
6. Совершенствование экономического стимулирования (системы ценообразования и системы оплаты труда). | 6. На предприятиях были образованы фонды экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально- культурных мероприятий, фонд развития производства. |
7. Прекращение корректировок планов. | 7. Не выполнено. |
8. Улучшение работы транспортных организаций с целью сокращения невыполнения договорных обязательств. | 8. Не выполнено. |
9. Создание заинтересованности у коллективов предприятий в повышении плановых заданий и качества продукции. | 9. Не выполнено. При осуществлении экономической ситуации реализация данного направления противоречила интересам предприятий. |
10. Использование при планировании прогрессивных нормативов и балансовых расчетов с целью повышения уровня технико-экономического обоснования планов. | 10. Не выполнено. Сохранился подход планирования на базе «достигнутого уровня». |
11. Приближение цен к уровню общественно необходимых затрат. | 11. Не выполнено. Сохранился затратный принцип ценообразования на базе индивидуальных затрат. |
12. Установление прямых длительных связей между производителями и потребителями; организация оптовой торговли средствами производства. | 12. Не выполнено. |
13. Внедрение достижений НТП с целью выпуска более дешевых изделий. | 13. Не выполнено. Предприятиям в условиях планирования от «достигнутого уровня» была невыгодна подобная ситуация, т.к. с ростом объемов выпуска увеличивались плановые показателя на предстоящий период. |
14. Изменение метода планирования материальных и трудовых ресурсов. | 14. Не выполнено. Фонд заработной платы и расхода материальных ресурсов определялся от объема валовой и товарной продукции. В условиях затратного метода ценообразования экономия затрат невыгодна. |
В первые годы реформа дала позитивные результаты, что нашло отражение в росте ВОП, НД, розничного товарооборота и др. В следующей пятилетке общие показатели развития народного хозяйства заметно снизились, хотя оставались высокими по сравнению с Западом. В тоже время уровень материального благосостояния неуклонно снижался. Объективных и субъективных причин этого немало. Основными причинами было то, что решение намеченных реформой задач было не последовательным и не доводилось до конца. Реформа вопреки ожиданиям не способствовала интенсивному развитию советской экономики.
|
|
|
|
Указанные недостатки с годами становились все более явственными, выросла критика затратной системы управления экономикой [ 8, с. 134-135, 138 ].
А.Н. Косыгин, предложивший основные направления реформы 1965 г., стал инициатором и реформы 1979 г. Данная реформа по своему замыслу должна была способствовать интенсификации советской экономики [ 13 ].
В июле 1979 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об улучшении планирования и усиления действия хозяйственного механизма, повышение эффективности производства и качества».
К основным направлениям реформы управления экономикой 1979 г. относились:
1. Использование стоимостного измерителя чистой продукции вместо показателя валовой продукции, т.к. данный показатель исключает повторный счет и повышает заинтересованность производителей в снижении материалоемкости продукции.
2. Расчет фонда зарплаты, производительности труда на основе показателя чистой продукции.
3. При оценке выполнения планов предприятий предлагалось учитывать изделия по договорам и нарядам - заказам.
4. Определение номенклатуры и ассортимента вместе с потребителями и поставщиками при планировании объемов выпуска. Таким образом должно обеспечиваться сочетание стоимостных и натуральных показателей.
5. Организация разработки пятилетних и годовых планов объединений и предприятий на основе инженерных и экономических расчетов, а не на базе достигнутых показателей.
6. Обеспечение стабильности утвержденных планов. При несоблюдении данного условия предусматривалось привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности.
7. Внесение изменений в показатель реализованной продукции с целью обеспечения выполнения заданий по всем наименованиям продукции:
- в объем реализованной продукции должны были включать только те виды продукции, которые предусмотрены хозяйственными договорами и заказ - нарядами;
- для предотвращения цепной реакции неплатежей при отсутствии средств на плату продукции предусматривалось использование пятипроцентного кредита Госбанка и Стройбанка с погашением в шестидневный срок.
|
|
Большинство мероприятий, намеченных реформой 1979 г., полностью соответствовало сущности западного менеджмента. Но по степени реализации данная реформа уступала всем подобным попыткам. Некоторые предприятия в первые годы работали «по- новому», но вскоре вернулись к старому, привычному «порядку», т.к. все новое было связано с немалым риском. Руководящие органы не предприняли никаких шагов, чтобы довести данную реформу до конца. Господство затратной системы управления экономикой продолжалось, что приводило к дальнейшему ухудшению и обострению социально- экономической ситуации [ 8, с. 145 ].