Основные приемы расспроса использовались ещё Гиппократом (460-377 гг. до н. э.). В России метод был развит и усовершенствован Г.А.Захарьиным (1829-1897), который разработал общую схему расспроса, применяемую до настоящего времени.
Методика расспроса может соответствовать одному из двух вариантов:
1). Дать возможность больному высказаться в вольном стиле по разным этапам сбора жалоб и анамнеза, уточняя лишь отдельные детали.
2). Попросить больного ответить коротко и точно на поставленные вопросы. При этом задаваемые больному вопросы должны быть ясными, четкими и понятными.
Второй способ предпочтительнее, так как при этом врач не перегружается сведениями, которые не несут информации о самом заболевании, а получает сконцентрированные данные о развитии болезни.
Расспрос является субъективным методом обследования, основанным на ощущениях больного, но он имеет большое значение для:
-ранней диагностики клинически ещё не выраженных форм заболеваний;
-постановки диагноза заболеваний с типичными клиническими проявлениями (например, ишемическая болезнь сердца: стенокардия);
-выяснения функциональных расстройств и нервно-психического состояния больного, при которых объективные методы постановки диагноза малоинформативны;
- выяснения связи данного заболевания с условиями труда и быта, а также с ранее перенесенными заболеваниями;
-изучения больного как личности и способа установления необходимого контакта между врачом и больным.
Жалобы
Начинается расспрос с выяснения жалоб больного по общему плану:
-место - (например, болевых ощущений), площадь, иррадиация;
-время - днем, ночью,
-продолжительность (кратковременные, постоянные ощущения);
-количество- сколько? (например, мокроты) или интенсивность (боли);
-качество или характер – (например, болей): колющая, режущая и т.д.;
-причина, вызывающая болезненные ощущения (например: движения, положение тела, дыхание, прием пищи и т.п.);
-сопутствующие явления – рвота или нарушение стула при болях в животе; общая слабость, потливость, страх, повышение температуры и т.п.
Правильная оценка жалоб может быть решающей в распознавании заболевания.