Структура и содержание ГОС ВПО

ГОС ВПО содержит три компонента:

- федеральный;

- национально-региональный;

- вузовский.

Федеральный компонент ГОС ВПО включает в себя:

1. Общую характеристику специальности или направления полготовки:

- Приказ, которым утверждена данная специальность;

- Квалификационную академическую степень;

- Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках данного направления;

- Квалификационную характеристику выпускника (область профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, обобщенные (типовые) задачи профессиональной деятельности, квалификационные требования);

- Возможность продолжения образования.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента;

3. Общие требования к основной образовательной программе ВПО;

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, разделенной на четыре блока:

- Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

- Блок математических и естественнонаучных дисциплин;

- Блок общепрофессиональных дисциплин;

- Блок специальных дисциплин.

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание, а также содержание учебных и производственных практик.

5. Срок освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

6. Требования к разработке условий реализации основной образовательной программы, в том числе требования к кадровому обеспечению учебного процесса, учебно-методическому обеспечению, материально-техническому обеспечению, к организации практик;

7. Требования к уровню подготовки освоивших содержание всей образовательной программы;

Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста (т.е. на основе модели специалиста), описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен. Не должна быть при этом упущена и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологии, педагогики, владения иностранными языками и т.д.

8. Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.

Сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома.

Национальный компонент ГОС ВПО утверждается самим вузом и служит для отражения национальных, социальных, экономических, географических и других особенностей подготовки специалистов, свойственных отдельным регионам страны (приблизительно 35%).

Необходимо отметить, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения образовательного пространства, не подавляя интересов, традиций и научных школ РФ. Кроме того, это является одной из важнейших задач формирования единого европейского образовательного пространства.

Вузовский компонент отражает специфику и направленность отдельного вуза, т.е. специфику подготовки специалиста, обусловленную сложившимися в вузе образовательными, научными культурно-воспитательными традициями, соответствующим потенциалом педагогических, научных школ и исследований в области науки, техники, технологии и высшего образования, а также уникальной материально-технической базой, позволяющей обеспечить проведение научных исследований и подготовку кадров на современном уровне.

Таким образом, ГОС ВПО является, по сути, концентрированным выражением его образовательной политики, служит ориентиром для оценки качества образования и подготовки специалиста.

В данный момент ведется работа над созданием ГОС ВПО третьего поколения с учетом критериев Болонского процесса. В связи с этим напомним, что один из принципов БП – создание единых критериев оценки качества образования, причем качество образования рассматривается как качество результатов образования, т.е. степень того, насколько выпускник может выполнять профессиональную деятельность. В свою очередь результаты обучения необходимо будет описывать не через ЗУН, а через набор профессиональных компетенций.

Какой бы ни был стандарт, он отражает ту норму качества, которую задает государство с учетом потребностей научных и промышленных организаций. Поэтому он служит неотъемлемой частью управления качеством в вузе.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Образование и культура. Как соотносились они между собой в разные исторические эпохи, как взаимодействуют сегодня? Какими вам видятся пути оптимизации механизмов их взаимодействия?

2. В какой степени система высшего образования, являясь лишь одной из социальных систем, может порождать и утверждать общие, генеральные цели экономического и духовного развития общества? Это ее право, дополнительные обязанности?

3. Раскройте сущность, обоснуйте объективность возникновения, определите степень реализации (в частности, на примере Вашего вуза) основных тенденций развития высшего профессионального образования.

4. Что лежит в основе установления длительности освоения образовательной программы определенного уровня или ступени? Почему на год, а то и на два отличается, например, средний возраст выпускников школ различных стран Европы от возраста выпускников российской полной средней школы?

5. Возможен ли сугубо общественный характер управления содержанием высшего образования? Обоснуйте целесообразность такого типа управления и возможные проблемы.

6. Выразите свое отношение к перечисленным проблемам российского высшего образования и предложите возможные подходы к их решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: