Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным в этом. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или иной специальности представляется в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика – это, по сути, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.
По квалификационной характеристике преподаватель высшей школы должен:
Знать:
· Основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов.
· Основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности.
· Правовые и нормативные основы функционирования системы образования.
· Основные экономические механизмы функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Уметь:
· Использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области; ее взаимосвязей с другими науками.
· Излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами.
· Использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов.
Владеть:
· Методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы.
· Основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе.
· Методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.
· Основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах.
· Методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей.
· Методами эмоциональной саморегуляции.






