Показатель | Возраст в месяцах | |||||
Зрительно-ориентировочные реакции | Кратковре-менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним | Следит взглядом за движущей-ся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | - |
Слуховые ориентировочные реакции | Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислуши-вается | Отчетливое слуховое сосредото-чение | Поворачив-ает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | - |
Эмоции | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор проявляет радость | Громко смеется | - | - |
Движения общие | Попытка держать голову, лежа на животе | Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикаль-ном положении | Хорошо удерживает голову, лежа на животе. Есть упор ног | Поворачи-вается со спины на живот | Стоит, не подгибая ног, при поддержке подмышки | Поворачи-вается с живота на спину. Подползает к игрушке |
Движения руки и действия с предметами | - | - | Случайно наталкива-ется на игрушку, висящую над грудью | Захватывает подвешен-ную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений |
Приготовитель-ные этапы развития речи | - | - | Начинает гулить | Длительно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба» (начало лепета) |
Понимание речи | - | - | - | - | - | - |
Навыки и умения в процессах | - | - | - | - | - | Берет пищу губами с ложки при кормлении |
Зрительно-ориентировочные реакции | - | - | - | - | - | - |
Слуховые ориентировочные реакции | - | - | - | - | - | - |
Эмоции | - | - | - | - | - | - |
Движения общие | Хорошо ползает | Самостояте-льно садится, сидит. Самостояте-льно встает | Ходит при поддержке на обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее | Стоит самостояте-льно без опоры | Ходит самостояте-льно |
Движения руки и действия с предметами | Постукивает игрушкой об игрушку, переклады-вает игрушки из одной руки в другую | Игрушками занимается долго | Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимос-ти от свойств) | Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки | - |
Приготовитель-ные этапы развития речи | Произносит слоги многократ-но (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепте | Подражает разным словам взрослого | Произносит первые слова-обозначе-ния «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов |
Понимание речи | На вопрос «где» находит предмет, лежавший в определен-ном месте | По просьбе взрослого делает «ладушки, до свидания» | Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из множества игрушек | Знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар-ные требования взрослых | Выполняет элементар-ные требования взрослых (увеличивается запас понимае-мых слов) |
Навыки и умения в процессах | Пьет из чашки,которую держит взрослый | Сам держит корочку хлеба (сухарик) | Умеет пить из чашки, придерживая ее руками | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет |
2. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Основной особенностью ребенка до года являются высокие темпы роста физического развития. Динамику физического развития ребенка можно проследить по таблицам №2, №3.
Таблица 2