Политический режим

1. Политический режим: сущность, подходы к определению.

2. Тоталитарный политический режим: понятие, исторический аспект, признаки.

3. Сущность и признаки авторитаризма.

4. Демократический режим: проблемы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии.

1. Проблема политического режима занимает в политологии довольно важное место, так как он обобщает реальную динамику функционирования политической системы в совокупности ее элементов. Исследование политических режимов обуславливает знакомство с такими проблемами политической жизни как равноправие, справедливость, свобода, соотношение общества и власти, общества и человека, гражданского сообщества и государства. Это ставит в центр внимания проблему демократии в качества исходного пункта характеристики разных политических режимов, что в особенности актуально на современном этапе исторического развития постсоветских стран.

В современной политической науке существуют разные подходы к определению понятия «политический режим». В отечественной политологической науке принято понимать политический режим как совокупность приемов и методов, посредством которых правящий класс осуществляет свое экономическое и политическое господство. Однако такое классовое понимание сути политического режима является достаточно узким и односторонним, так как он не учитывает функциональную сторону политической системы и степень развития демократии в конкретной стране. В Западной политологии термин "политический режим" служит для описания характеристики политической системы, поэтому понимается как "состояние всей политической сферы жизни общества". Таким образом, политический режим в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Подытожив множественные подходы к политическому режиму, которые взаимно дополняют друг друга, так как каждый из них учитывает конкретные характеристики этого феномена, можно обобщить, что политический режим - это способы и методы политического правления, определенный порядок взаимоотношений между обществом и политической властью, который указывает на перевес в сторону или демократии или диктатуры. Политический режим является качественной характеристикой политической системы, и в свою очередь определяется следующими факторами, которые описывают сущность этой важной политологической категории:

- роль, политические функции и место главы государства в системе политического руководства;

- способ и порядок формирования представительных органов власти (избирательная система);

- взаимоотношения законодательной и исполнительной власти;

- взаимоотношения между палатами представительного органа;

- положение и условие деятельности партий, массовых общественных организаций, движений, общественных объединений граждан в политической системе;

- правовое положение лица, гарантии осуществления прав и свобод человека, степень участия народа в формировании политической власти, степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

- порядок функционирования карательных и правоохранительных органов;

- содержание разрешенного и запрещенного (через законы), политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасностии т.д.);
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.)

- политические идеалы;
- гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
На состояние политического режима оказывают влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и другие факторы. Политический режим характеризует приспосабливание политической системы к объективным условиям социально-экономического и культурного развития общества. В свою очередь это является одним из критериев его эффективности. Сама политика - это не только деятельность государственной публичной власти, но и более широкий социальный процесс, специфическая ветвь отношений между социальными группами. В этом смысле политологов интересует роль разных социальных групп в формировании государственной власти и других политико-управленческих структур, как осуществляется контроль за деятельностью правительства, как удовлетворяются интересы разных социальных групп общества через политические отношения. Все эти аспекты определяют характер политического режима. Таким образом, политический режим - наиболее конкретная и подвижная характеристика функционирования политической системы. Условно политические режимы подразделяются на демократические (собственно демократический режим) и недемократические (тоталитарный и авторитарный). А сейчас более конкретно остановимся на них.

2. Тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности. Политологическая теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Итак, тоталитарный режим (синоним - тоталитаризм) - политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Вместе с тем тоталитаризм — это не просто политический режим как характеристика власти, а практический способ организации общества. И в этом смысле тоталитаризм — это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. А сейчас попытаемся привести примеры широко распространенных трактовок тоталитарного режима. Ссылаясь на опыт нацистской Германии, фашистской Италии и коммунистической России, можно охарактеризовать тоталитаризм как крайнюю форму возвышения тенденции к централизации, унификации и одностороннему регламентированию всей политической, общественной и духовной жизни. Исходя из этого, возникает понятие тоталитарного государства. В нем политические партии уничтожены или координированы в составе одной партии и конфликт между классами скрывается подчеркиванием органического единства в государстве. Таким образом, первое, что следует отметить — тоталитаризм отличается от других форм политического устройства масштабом централизации, унификации и односторонней регламентации. Термин "тоталитаризм" произошел от латинского слова totalitas (полнота, цельность, тотальность) и totalis (весь, целый, полный), что задает основу для определения сути этой политологической категории. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г. Тоталитаризм - феномен, порождение которого относится к XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность. Тоталитарным взглядам и, прежде всего, идеям о необходимости полного подчинения части целому, индивида – государству, а также всеобщей управляемости государством уже более двух тысячелетий. Подобного рода идеи высказывали в античную эпоху Гераклит (обладая мудростью, совершенным знанием, можно управлять решительно всеми вещами), Платон (совершенному государству присущи такие черты как безусловное подчинение индивида и сословия государству, государственная собственность на землю, дома, обобществление жен и детей, насаждение единомыслия и коллективизма, государственное регламентирование не только общественной, но и личной жизни граждан), в Китае — теоретики легизма (обосновывали необходмость сильного, централизованного государства, регулирующего с помощью многочисленных и жестких законов все области общественной и частной жизни населения. Государство должно обладать монополией в ряде отраслей производства и торговли и осуществлять постоянный контроль за поведением и настроением подданных, опираясь на суровые наказания). Позднее уже в средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы. Русский философ Николай Бердяев отмечал, что утопия как закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе. В дальнейшем тоталитарные идеи получили развитие в трудах Г. Гегеля, К. Маркса.

Признаки тоталитаризма:

1. Наличие развернутой идеологической доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия, которая стремится ответить на все потенциально возникающие у членов общества вопросы и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе. Эта идеология ориентирует общество на некое конечное совершенное состояние ("коммунизм", "расово чистое" общество, "исламское государство").

2. Единственная массовая партия, как правило, возглавляемая одним человеком, лидером харизматического склада и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения; партия, чье ядро предано идеологии и готово всемерно способствовать ее широкому распространению; партия, которая организована по иерархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью слита с нею.

3. В политической сфере тоталитарный режим отличается монополизацией власти. Власть оказывается в руках одной партии, а сама партия - под властью лидера (вождя, фюрера, монарха). Партия присваивает себе право на истину, безошибочность и справедливость. Она ничем не обосновывает свои действия перед народом. Истиной считаться только то, что соответствует интересам партии и ее высшего управления.

4. Система полицейского контроля, поддерживающего партию, и одновременно осуществляющего надзор над ней самой в интересах ее вождей.

5. Всеобъемлющий контроль партии и ей преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации и информации — прессой, радио, кино и нетерпимость к инакомыслию в любых формах. Не поощряется индивидуальность, оригинальность в мыслях, поведении и даже в одежде. И наоборот, порождается стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, подозрительность, стремление доносить.

6. В сознательности людей усиленно формируется образ врага, с которым не может быть примирения. В обществе поддерживаются боевое настроение, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, чтобы никто не потерял бдительности. Все это служить оправданию командных методов управления и репрессий.

7. Полный контроль над всеми вооруженными силами.

8. В тоталитарном обществе происходит сращивание правящей партии с государственным аппаратом, что ведет к монопольному контролю над экономической сферой. Здесь определяющими чертами тоталитаризма является этатизация (l’etat - государство) хозяйственной жизни, сильное ограничение, а в идеале полная ликвидация планирования и командно-административных методов управления.

9. Полное отчуждение граждан от политических процессов, ущемление прав и свобод граждан.

10. Социально-психологическим фундаментом тоталитарного режима является конформизм. Социальный конформизм - это некритическое принятие и следование господствующих мыслей и стандартов, стереотипов массовой сознательности и традиций. Факторами возникновения конформизма являются страх, пропаганда, фанатичная вера в высшую и единственную истину, императивы групповой стандартности.

Перечисленные черты тоталитарного режима в большей или меньшей степени проявляются во всех тоталитарных государствах. Но в таких государствах существуют отличительные признаки, что позволяет осуществить классификацию тоталитарных государств в зависимости от степени проявления и действия выше перечисленных характеристик тоталитарного режима. Таким образом, можно выделить следующие исторические формы данного режима: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма является коммунизм советского типа, хотя вырос он из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. Начало коммунизма положила военно-коммунистическая система, которая сложилась в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем его другие виды, выражает основные черты этого строя, так как направлен на полное уничтожение частной собственности, а, следовательно, и всякой автономии лица и представляет собой абсолютную власть государства.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти. Эта форма тоталитарного режима претендовала на обеспечение коллективной идентичности на культурной и этнической почве.
Третья разновидность тоталитарного режима - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он утвердился в Германии в 1933 г. Ему свойственны почти все общие черты тоталитаризма. Национал-социализм имеет родственность с фашизмом, хотя очень много перенимает из советского прошлого: прежде всего революционные и социалистические компоненты, формы организации партии и государства и даже обращение - "товарищ". В то же время место класса занимает нация, место классовой ненависти - национальная и расовая. Если в коммунистическом режиме агрессия направлена против собственных граждан, то в национал-социалистическом - против других народов. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, основные различия представленных форм тоталитарного режима отчетливо выражены в их целях и социальных предпочтениях.

3. Промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимом занимает авторитарный режим. Диктаторский характер власти авторитаризма роднит его с тоталитаризмом (в этом случае авторитаризм является своеобразной альтернативой тоталитаризма), а с демократическим режимом его сближает наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, в частности, экономической и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Таким образом, авторитарный режим (синоним - авторитаризм – государственное политическое устройство общества, основу которого складывает сильная, неограниченная власть одного человека или группы людей, которая не допускает политическую оппозицию, но оставляет автономию лица и общества в неполитических сферах.

Выделение авторитарных режимов представляется методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга два принципиально отличающихся политических пространства.

Таким образом, можно выделить следующие, универсальные для авторитаризма характеристики. Все авторитарные режимы отличает:

- отчуждение народных масс от власти в силу того, что один человек (монарх, тиран) или небольшая группа лиц (военная хунта) выступают носителями власти;

- стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений. Монополизация власти и политики, следствием которой является недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других общественных организаций, но при условии их подконтрольности властям;

- неподконтрольность власти гражданам и ее неограниченность. Власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

- стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

- опора на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям, но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению;

- стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты — семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации;

- не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество, идеологии;

- относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок;

- рекрутирование политической элиты происходит путем кооптации, то есть назначения сверху, а не путем конкурентной электоральной борьбы;

- невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Основные ориентиры деятельности власти связаны, прежде всего, с обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. При этом существует вероятность влияния на стратегию экономического развития, осуществление активной социальной политики;

- авторитарные политические системы опираются главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации.

Таким образом, авторитарными являются такие политические системы, для которых характерен ограниченный, хотя и не инициируемый сверху, политический плюрализм, отсутствие разработанной и ведущей идеологии при наличии однако определенного типа ментальности, отсутствие широкой и интенсивной политической мобилизации, исключая отдельные периоды развития. Это — системы, в условиях которых лидер или узкая группа осуществляют власть в нечетко определенных, но вполне предсказуемых границах.

Авторитарные политические режимы достаточно разнообразны. К ним можно причислить и известные в истории абсолютные монархии, и феодальные аристократии, и режимы бонапартистского типа, и военные диктатуры, и многие иные смешанные формы, с трудом поддающиеся определению. Но политические исследователи чаще выделяют следующие три группы разновидностей авторитарных политических режимов в зависимости от такого критерия как правящая группировка, ее основные характеристики и способы взаимодействия с обществом:

1. Однопартийные системы. Термин "однопартийность" может использоваться в трех случаях. Во-первых, применительно к ситуации, когда одна партия монополизирует политическую власть, не допуская существования никаких иных партий и политических организаций. Во-вторых, когда одна партия выступает в качестве гегемонистской,а все остальные, существуя, не имеют шансов конкурировать с ней на равной основе. В-третьих, возможна ситуация доминантнойпартии, когда одна и та же партия постоянно получает подавляющее большинство голосов в парламенте. В большинстве случаев однопартийные системы либо устанавливаются в результате совершения революций, либо навязываются извне. Так было, например, со странами Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Сюда же, помимо стран с коммунистическим режимом правления, могут быть отнесены Тайвань и Мексика. В таких системах партия монополизирует и концентрирует власть в своих руках, легитимизирует свое правление при помощи соответствующей идеологии, а сам доступ к власти непосредственно связывается с принадлежностью к партийной организации.

2. Военные режимы. В отличие от однопартийных, военные режимы чаще всего возникают в результате государственных переворотов против осуществляющих управление гражданских лиц. Огромное количество практических примеров военного правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции, Пакистане, Южной Корее и других странах, с одной стороны, уже позволило создать достаточно разработанную теорию взаимоотношений между военными и гражданскими лицами. Важнейшие составляющие этой теории — классификация военных переворотов (реформистские, консолидирующие, консервативные, вето-перевороты) и вызвавших их причин, анализ особенностей ментальности и этических ценностей военных (национализм, коллективизм, негативное отношение к политике, внутренняя дисциплина, пуританский образ жизни и пр.), отношение военных к модернизации и их потенциал в ее осуществлении.

3. Режимы личной власти. Их общей характеристикой является то, что главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются более или менее убедительными примерами режимов личной власти.

К этим трем группам авторитарных режимов может быть добавлена еще одна — бюрократически-олигархические режимы. Власть в этих режимах осуществляется группой лиц, нередко представляющих интересы различных общественных слоев, однако в формулировании и принятии решений главная и безусловная роль принадлежит здесь государственной бюрократии.

4. В современной политологии понятие «демократия» является достаточно распространенным, однако его первоначальный смысл (demos – народ, kratos- власть) расширил свои границы, так как с этимологической точки зрения демократия есть власть народа. Во времена Геродота (а понятие «демократия» встречается впервые именно у этого античного философа) демократию рассматривали как особую разновидность организации государственной власти, как форму государственной власти. Причем власть в ней принадлежит всем гражданам, которые обладают равными правами на управление государства, а не одному лицу или и не групп лиц. Именно эта черта демократии так не нравилась другим представителям античной политической мысли - Платону и Аристотелю, которые отнесли демократию к отрицательным (неправильным формам государственного правления). В социальной структуре современного Платону античного общества управлять государством должны философы, мудрые люди, то есть представители социальной группы, занимающей верхние позиции. Люди по природе не равны, а, следовательно, полного равенства быть не может. Поэтому власть на управление государства не может принадлежать всем гражданам.

С точки зрения нормативного подхода, в рамках которого предполагается построение идеальной модели демократии, в качестве основных ценностей выступают свобода, равенство, права человека, народный суверенитет, участие граждан в управлении и некоторые другие. Еще социал-демократические, христианские демократы, либеральные и другие движения выступали в Европе под лозунгом борьбы с абсолютизмом, за освобождение и равноправие. Это движение реализовывало в своих действиях таких идеалов как народовластие, осуществление демократических целей. В широком смысле демократия трактуется как форма устройства любой организации, основанная на принципах равноправия ее членов, выборности органов управления и принятия решений большинством. Демократия – это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. Демократия как особая организация политической власти определяет способность различных групп населения реализовывать свои специфические интересы. При всем многообразии определений демократии каждое из них обращает внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современной демократии. Таким образом, в отличие от античной, современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на участие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса.

Таким образом, переходим от понимания демократии к ее существенным признакам и характеристикам, отличающим этот политический режим от недемократических (тоталитарного и авторитарного). Итак, признаки демократического режима:

1. Наличие многопартийной системы.

2. Свобода деятельности общественных организаций и движений.

3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов.

4. Принцип разделения властей.

5. Развитая система парламентаризма.

6. Принцип взаимной ответственности граждан и государства.

7. Официальная идеология сосуществует гармонично с идеологическим плюрализмом.

8. Средства массовой информации свободны и независимы.

9. Права и свободы граждан гарантируются законом. Закон определяет механизм их реализации.

10. Выборность основных органов власти.

Таким образом, исходя из основных признаков демократии, можно выделить основания для классификации различных демократических моделей.

1. В зависимости от приоритета в реализации власти (личность, социальная группа, народ):

1.1 коллективистская модель (тоталитарная). «Молодую» демократию античной формы описывают именно коллективистской концепцией демократии. Ее отличают такие характеристики, как первичность народа в осуществлении власти и принятии решения, отрицание автономии личности, рассмотрение личности как подконтрольной целому органичной и составной части, отождествление власти большинства с народом и ее абсолютность.

1.2 индивидуалистическая модель (либеральная). Отличает данную концепцию от тоталитарной модели, которая не расчленяла государство, общество и личность, то, что индивидуалистские концепции претендуют на выделение личности из общества и государства. Акцент ставится на индивидуальной свободе, на гарантиях свободы каждой личности, предотвращении всякого подавления личности со стороны власти. Личность признается первичным и главным источником власти, приоритет прав личности над правами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, ограничение сферы деятельности государства, которое должно создать безопасные условия для существования личности, охранять общественный порядок и не вмешиваться в дела гражданского общества.

1.3 плюралистическая модель (групповая). Является «золотой серединой» между вышеназванными демократическими концепциями, в которой ни личность, ни народ не являются в демократическом государстве движущими силами политики, так как только в группе формируются мотивы и ценностные ориентации политической деятельности индивида, только в группе личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов.

2. В зависимости от степени участия граждан в политической жизни:

2.1 партиципаторная модель (participer – участвовать). В рамках этой концепции обосновывается необходимость участия широких слоев общества в выборах своих представителей, в принятии решений, а также непосредственно в политическом процессе и в контроле за реализацией решения.

2.2 модель плебисцитарной демократии. Ее отличает позиция о том, что представительные органы должны быть подконтрольными гражданам, а, следовательно, необходимо их свести к минимуму, а воля народа и государственная власть должны быть тождественны или идентичны, отсюда и второе название этой модели – идентитарная. Народ должен сам непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений. В истории развития общества именно античная демократия носила плебисцитарный характер.

2.3 модель представительной демократии. Данная концепция основывается на принципе ответственности власти и государственного управления. Народ признается источником и контролером власти. Воля народа выражается на выборах, также она делегируется депутатам и другим представительным органам власти. Реальная представительная демократия обычно воплощается в парламентаризме. Суть ее состоит в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

2.4 модель элитарной демократии. В этой концепции получил свою реализацию принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении. В данной модели носителями демократическими ценностями являются не рядовые граждане, а элита, которая способна более эффективно управлять обществом и защищать ценности демократии. Масса же должна иметь право периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

Процесс перехода к демократии не является однонаправленным и линейным, именно поэтому принято выделять промежуточные этапы, который конкретизируют данный процесс. На первом этапе происходит трансформация политической системы и стабилизация экономической. Данный этап характеризуется установлением основных демократических институтов, освобождением СМИ, ликвидацией полицейского государства, возникновением новых политических сил, выступающих за демократические перемены. На втором этапе происходит трансформация в экономической сфере, в то время как политическая система начинает постепенно стабилизироваться по мере принятия новой конституции, закона о выборах, проведения демократических выборов. И на третьем этапе экономика начинает развиваться на основе самоподдерживающегося роста, без чрезмерного вмешательства со стороны государства. Это время так называемой предпринимательской культуры.

Важной особенностью политической системы Республики Беларусь является ее трансформация из тоталитарной в демократическую. Нынешней системе присуща тенденция демократических преобразований. Доказательством этого служит то, что в Республике Беларусь права, гарантии и свободы человека, а также их реализация являются высшей ценностью и целью общества и государства, которое в свою очередь ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Но ответственность носит не односторонний характер, так как гражданин также ответственен перед государством за выполнение обязанностей, возложенных на него основным законом страны. Народ Беларуси является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета, ему предоставлена возможность осуществлять свою власть непосредственно, через представительные органы власти. Политической системе Республике Беларусь присуще многообразие политических институтов, идеологий и мнений, и ни какая идеология, партийная или религиозная, не является обязательной для граждан Беларуси. В республике действует 15 политических партий различной идеологической направленности и тысячи общественных организаций и движений, что определяет ее многопартийность. Неотъемлемым признаком демократичности политической системы является разделение властей, что получило свое отражение в политической системе Республике Беларусь, так как государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Верховенство права является важнейшим принципом в политической системе, именно поэтому должностные лица, органы власти и государство действуют в пределах основного закона страны. Первичной целью деятельности белорусского государства является обеспечение прав и свобод граждан, равных перед законом и обладающих правовой возможностью участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Важнейшим показателем демократичности является наличие всеобщего избирательного права, которое дает возможность всем гражданам выражать свою политическую волю, за исключением тех, кому это запрещено по закону, так как существуют возрастные, гражданские, моральные цензы, которые и ограничивают участие некоторых групп граждан в выборах.

Контрольные вопросы:

1. Каковы подходы к интерпретации политического режима?

2. Назовите основные признаки тоталитарного режима.

3. В чем особенности авторитарного режима?

4. Каковы условия перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократическому режиму?

5. Назовите основные модели демократии.

1.4 Политическая система общества

1. Место и роль политической системы в жизнедеятельности общества. Структура политической системы.

2. Функции политической системы общества.

3. Типология политических систем.

1. Известно, что человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, которые осуществляются под влиянием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме этого изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и в практическом смыслах: ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, которые составляют основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Способность общества реагировать на растущие потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям своего функционирования в немалой степени обеспечивается политической системой. Благодаря деятельности политических институтов и структур, а также выполнению людьми политических ролей управляющих и управляемых политическая система осуществляет целенаправленное властное воздействие на различные слои общества. Регулярное воздействие механизмов политической системы на социальные отношения основано на ее способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать населению определенные стандарты и нормы поведения. Соответственно политическая система включает в себя все существующие в обществе типы политических взаимодействий, то есть все взаимодействия властвующего и подвластного.

Понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между государством и обществом, между различными субъектами на негосударственном уровне.

Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство отражает понятие политической системы.

Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60-х годах прошлого столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этционе, Д. Дивайна и многих других ученых.

Понятие «политическая система» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, моральной, правовой, культурной, составляющими ее общественное окружение, которое наряду с природной средой и внешним политическим окружением образует ее «окружающую среду». В этой «окружающей среде» политическая система черпает свои ресурсы.

В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идет о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определенную целостность, образованную совокупность всего множества входящих в нее элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного, упорядоченного единого целого.

Понятие системы указывает также на неразрывное единство каждой системы с окружающей ее средой, на взаимозависимость между ними. В процессе взаимодействия со средой происходит формирование и проявление присущих системе свойств и обнаруживается ее целостность.

Каждый структурный компонент системы, можно рассматривать с двух сторон: с одной – в качестве подсистемы в рамках данного целого, с другой – в качестве системы, но более низкого уровня, которая также имеет свои компоненты, свою специфику в способах организации, функционирования и так далее. Система, взятая в качестве исходной, в свою очередь может являться одним из составных элементов системы более широкого масштаба.

Слово «политическая» в рассматриваемом понятии указывает на характер изучаемой системы, ее отличие от других общественных систем. Назначение рассматриваемого слова состоит, следовательно, в том, чтобы с самого начала было ясно, о каком конкретном виде систем человеческого общество идет речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.

Политическая система означает, что она связна с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежат политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы.

Наконец, понятие «общество» дает ответ на вопрос об уровне политической системы.

Политическая система – это универсальная управляющая и регулирующая система, обеспечивающая единство функционирования всех других подсистем общества на основе использования государственной власти.

В зарубежной политологии политической системой общества в одном случае считают совокупность организаций и учреждений (институтов) общества, относят к ним государство, политические партии, общественные организации, объединения и движения, в другом случае – комплекс основополагающих идей политики, в третьем - единство взаимоотношений и взаимодействий в сфере политической жизни. В США, а затем в ряде других стран приобрел широкое распространение подход, согласно которому политическую систему рассматривали как политическое поведение, политический процесс в рамках определенных организаций, объединений, общностей людей, даже притом, что эти институты могут быть и не политическими по своему характеру.

Д. Истон политическую систему общества рассматривает как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности». Он анализировал главным образом отношения системы со своей средой, которая в свою очередь состоит из комплекса других систем, входящих в глобальную социальную систему: экономической, культурной, религиозной, экологической, биологической, психологической и так далее. Отношения между политической системой и ее средой определяются двоякого рода элементами: интересами, требованиями и поддержкой граждан, дающими системе импульс для действия и называемый входом, и решениями, которые принимает система в качестве реакции на интересы, требования и поддержку, которые называются входом. Или иначе говоря, вход идет со стороны среды и дает импульс системе, а выход является реакцией системы на импульс среды. Таким образом осуществляется обратная связь между входом и выходом. Выход вызывает обратную реакцию среды, который порождает новый вход, на который система реагирует новым выходом, и так далее до бесконечности.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая регулирует отношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений руководителей, правящих или носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства (т.е. приоритет исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона).

Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на различных уровнях (макро- и мезо -) и многими средствами: массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями – экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными, и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.). Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).

На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов (государственных, партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и т.п., акты (государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров, и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководство промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения (разведки или контрразведки и т.п.).

Другой ряд легально существующих, во всяком случае неконспиративных сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы, парламентские фракции, товарищеские группы и т.п.), группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при руководителях государства и т.п.).

Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация. Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы правопорядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия).

Структуры среднего уровня служат связующим этапом между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции – инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических и неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.п.) На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества как важная составная часть и характеристика политической системы.

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы и пр.).

На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода – от частных кризисов отдельных подсистем и структур (правительственных, партийных, парламентских и др.) до общих кризисов системы, которые обычно связаны с кризисом социального окружения и вливаются в совокупность политического, экономического (сырьевого, ресурсного), национального, правового и др. кризисов, что сопровождается обострением социальных противоречий и классовой, политической, идейной борьбы, борьбой за гражданские права и др. конфликтами.

При этом кризис может быть процедурным, который разрешается частичной или полной перестройкой системы (сменой руководства, структур власти, правящих сил, лидеров, политического курса и т.п. перестройками). Такой кризис связан с агонистическими конфликтами в обществе, которые порождают новые формы существующего общественного строя и сохраняют его политическую систему. Более глубокие кризисы, так называемые кризисы развития, связаны со сменой политической системы и типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т.п.) и могут сопровождаться более или менее серьезными революционными преобразованиями.

Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политической сферой жизни общества следующих признаков:

во-первых, это устойчивая взаимозависимость различных элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает состояние, противоположное целостности, системности – распад, дезинтеграция общества;

во-вторых, упорядоченность политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь – очень динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушение сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности не должен понижаться до такой степени, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей;

в-третьих, у политической системы есть культурное основание. Это общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто принять друг друга;

в-четвертых, для политической системы характерно совместное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы.

Можно выделить четыре группы основных элементов политической системы любого общества:

1) политическая организация общества;

2) политические и правовые нормы;

3) политические отношения;

4) политическое сознание и политическая культура.

Главным связующим звеном политической системы является политическая власть.

Стержневым компонентам политической системы общества является государство.

В политической сфере носителями, материальными субстратами политической деятельности и политических отношений выступают организации, прежде всего политические партии.

2. В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении ее жизнеспособности. Те же действия, которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, называют дисфункциями

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена американскими исследователями Г. Алмондом и Дж. Пауэлом. Они выделили те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется через функцию политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живет. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается тогда, когда ее функционирование основано на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны, несмотря религиозные и расовые различия. Среди них – отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации, ориентация на личный успех, уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, полагаясь только на свои способности и усердие, и так далее.

Принимая во внимание масштабность и многообразие проявлений действия политических систем, можно выделить следующие их функции:

а) политическое целеполагание;

б) властно-политическая интеграция общества;

в) регулирование режима социально-политической деятельности;

г) обеспечение целостного управленческого воздействия на общественные процессы.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического регулирования.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы идущие извне. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих потребностей может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней среды. Данную функцию называют экстракционной.

Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется через введение норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

3.Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывают влияние много факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобладание тех или иных факторов обуславливает их особенности и неповторимость. Однако теоретический и практический интерес представляет то, что их сближает, позволяет выявить роль универсальных механизмов и закономерностей их функционирования. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, позволяющих политическим институтам эффективно функционировать и успешно выполнять свои политические роли.

Типология политических систем осуществляется на основе учета различных признаков.

Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на:

· Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем.

· Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.

Распространена классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются:

· Тоталитарная политическая система – полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства.

· Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод граждан.

· Демократическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.

Распространено деление политических систем на традиционные и модернизированные. Основу традиционных систем составляет неразвитое гражданское общество, недостаточная разграниченность политических ролей. В модернизированных политических системах существуют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

Выделяются также консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, политические системы, трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования, ориентирующиеся на реформы.

Трансформирующиеся политические системы могут быть реакционными, ориентирующимися на прошлое, и прогрессивными, берущими курс на формирование общества нового типа.

В соответствии с характером взаимоотношений между центром и местами политические системы делятся на децентрализованные, централизованные и сверхцентрализованные.

В соответствии с принципом легитимности отличают традиционные, легальные и харизматические политические системы.

Таким образом, политическая система общества в самом широком смысле представляет совокупность отношений по поводу участия в политической власти. Жизнестойкость политической системы зависит от ее способности изменяться в соответствии с новыми общественными процессами, формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей государства и народа

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит сущность политической системы общества?

2. Какова роль политической системы в жизнедеятельности общества?

3. Что вам известно о важнейших функциях политической системы общества?

4. Какова типология политических систем?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: