Департаментизация и кооперация

Рост специализации ограничен возможностями координации. Решить проблему можно, если группировать схожие работы и их исполнителей, т.е. осуществлять организационное обособление исполнителей схожих работ. Этот процесс называют департаментизацией. За счет этого организация может расширяться практически неограниченно. Но необходима четкая координация этих сгруппированных подразделений на основе устойчивых связей. При этом вертикальные связи, это своеобразные каналы передачи распорядительной и отчетной информации. Горизонтальные – для организации взаимодействия между подразделениями (совещательные связи).

При проектировании организационных структур важнейшими являются вопросы делегирования задач и полномочий, распределения ответственности.

С проблемой делегирования задач и полномочий непосредственно связаны вопросы централизации и децентрализации управления в организации. Централизация – это концентрация прав принятия решений на высшем уровне руководства организации. Децентрализация – это делегирование полномочий по принятию решений на нижние уровни управления.

Дифференциация и интеграция отражают, с одной стороны, степень различия между подразделениями, а с другой – необходимый уровень сотрудничества между ними. Чем больше подразделений, тем более дифференцированной является организация и тем большая потребность в их интегрировании. Поэтому при разработке новой организационной структуры необходимо предусматривать соответствующие интеграционные механизмы.

При разработке проекта организационной структуры необходимо принимать решения и по таким вопросам, как норма управляемости и количество иерархических уровней.

Норма (масштаб) управляемости – максимальное число работников, непосредственно подчиненных одному руководителю. При этом различают узкий и широкий масштаб управляемости.

Узкий масштаб управляемости характеризуется минимальным количеством подчиненных у одного руководителя. При широком масштабе управляемости за одним руководителем закрепляется максимально возможное количество подчиненных. То или иное решение данного вопроса в конечном итоге определяет «этажность» организации, т.е. количество уровней иерархии.

Принято считать, что для руководителей высшего уровня оптимальной является норма непосредственных подчиненных не более 7 человек, а для руководителей низшего уровня – 20 – 30 человек.

Реальный масштаб управляемости определяется исходя из специфики организации и сложившейся ситуации.

Традиционной формой проектирования структуры организации является организационный проект, который разрабатывается в четыре этапа:

- Формирование общей структурной схемы.

- Определение состава основных подразделений и связей между ними.

- Разработка нормативных документов.

- Оценка новой структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: