Буксировка одного судна другим осуществляется посредством буксирной линии. Буксирная линия может быть однородной – буксирный трос, и комбинированной (неоднородной) – синтетический трос + якорная цепь; стальной трос + якорная цепь; синтетический + стальной трос; трос + якорь + якорная цепь.
Кроме того, неоднородная линия может быть симметричной и несимметричной.
Буксирную линию следует рассматривать с точки зрения обеспечения безопасности движения судов при волнении, при этом выделяют: x – расстояние между судами; l – длина буксирной линии; f – стрелка провеса буксирной линии.
Существует несколько методов расчета буксирной линии. Различаются они наличием или отсутствием возможности выбора элементов буксирной линии (подготовка к буксировке проводится в порту – выбор возможен; в открытом море: выбор элементов буксирной линии невозможен – используют то, что имеется).
Если выбор элементов буксирной линии возможен, то при ее расчете за исходную величину принимают максимальный упор винта, и методика расчета такова:
|
|
• определяют тягу на гаке на тихой воде и при штормовом ветре и волнении;
• определяют разрывное усилие элементов буксирной линии умножением тяги на гаке на коэффициент запаса прочности;
• по разрывному усилию, используя справочники, определяют элементы буксирной линии;
• определяют длину буксирной линии;
• определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в нормальных условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;
• определяют расхождение судов при выбранной буксирной линии для тяги на гаке в штормовых условиях и при нагрузке, равной половине разрывного усилия буксирной линии;
• сравнивают «игру» линии с высотой волны.
Если выбор элементов буксирной линии ограничен, то при ее расчете за исходную величину принимается прочность троса, и методика расчета следующая:
• выбирают длину буксирной линии, исходя из длин тросов (элементов), имеющихся на судах;
• определяют случайную нагрузку на буксирную линию и рабочую нагрузку. Случайная нагрузка – это ½ разрывного усилия буксирного троса. Рабочая нагрузка – через коэффициент запаса прочности (разрывное усилие троса делят на коэффициент);
• определяют расхождение судов при обоих видах нагрузки на буксирную линию, сравнивая значения расхождения с высотой волн в районе плавания.