Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
Имени Франциска Скорины»
И. И. КОНЦЕВАЯ
МИКРОБИОЛОГИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
По изучению раздела «Культивирование и рост бактерий»
Для студентов специальности 1-31 01 01-02
«Биология (научно-педагогическая деятельность)»
Гомель
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
УДК 579 (075.8)
ББК 28.4я73
К653
Рецензенты:
Л. Н. Усачева, доцент кафедры зоологии и генетики УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»,
кандидат биологических наук;
кафедра ботаники и физиологии растений учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом
учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Концевая, И. И.
К653 Микробиология: практическое руководство по изучению раздела «Культивирование и рост бактерий» для студ. биологич. спец. вузов / И. И. Концевая; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. – 41 с.
|
|
Практическое руководство ставит своей целью оптимизировать учебно-познавательную деятельность студентов по усвоению материала раздела «Культивирование и рост бактерий». Последовательно рассматриваются принципы и методы культивирования микроорганизмов: требования к питательным средам; основные типы питательных сред; методы культивирования аэробных, анаэробных и фотосинтезирующих микроорганизмов в лабораторных условиях; методы обнаружения, выделения и учета микроорганизмов из природных субстратов. Даны методические указания по проведению лабораторных занятий, вопросы для самоконтроля.
Адресовано студентам биологического факультета.
УДК 579 (075.8)
ББК 28.4я73
© Концевая И. И., 2012
© УО «Гомельский государственный
университет имени Франциска Скорины», 2012
Cодержание
Введение………………………………………………………............ | |
Занятие 1 Питательные среды: состав, назначение, техника приготовления ………………………….…....................................... | |
Занятие 2 Способы культивирования микроорганизмов…………. | |
Занятие 3 Количественный и качественный учет микрофлоры воздуха ……………………………………………………………….. | |
Занятие 4 Выделение чистых культур микроорганизмов ………… | |
Литература……………………………………………………………. |
Введение
Задача курса «Микробиология» состоит в широком ознакомлении с микроорганизмами и, в частности, с бактериями. Знание микробиологии необходимо для формирования мировоззрения об огромной роли микроорганизмов в природе и в жизни человека.
|
|
На лабораторных занятиях по разделу «Культивирование и рост бактерий» студенты знакомятся с требованиями к питательным средам; основными типами питательных сред; методами культивирования аэробных, анаэробных и фотосинтезирующих микроорганизмов в лабораторных условиях; методами обнаружения и выделения микроорганизмов из природных субстратов. Материал руководства дает представление о накопительных культурах и принципе элективности, о методах получения чистых культур, и проведении качественного и количественного анализа микрофлоры.
Материал каждого занятия начинается с плана, включает изложение теоретической части и вопросы, которые можно использовать для текущего контроля усвоения знаний студентами, а также для самоконтроля. Далее перечисляются материалы и оборудование, необходимые на занятии, ставится цель занятия, перечисляются задания для самостоятельной работы студентов на лабораторном занятии. Результаты наблюдений морфологических особенностей микроорганизмов студенты оформляют в виде таблиц, представленных в руководстве.
Изложение материала построено в соответствии с программой курса. Студенты, отработавшие лабораторные занятия, приобретают достаточную теоретическую подготовку и навыки, необходимые в практической работе и при выполнении экспериментальных исследований.
Целью практического руководства является оказание помощи студентам в овладении теоретическими основами микробиологии и выработке практических навыков работы с культурами микроорганизмов. Материал пособия делает процесс обучения более эффективным и способствует повышению его качества.
Практическое пособие адресовано студентам специальности 1–31 01 01-02 «Биология (научно-педагогическая деятельность)».