Теологическая западноевропейская философия

Теологическая философия зарождается в I-V вв. н.э. в Римской империи и достигла высшего расцвета в V-XIII вв. н.э. Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии были: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Августин Блаженный (354-430), Боэций (480-524). Альберт Великий (1193-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1102), Пьер Абеляр (1079-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.)

Теологическая философия Средневековья мало внимания уделяет рассмотрению природы и её явлений, так как главный предмет философских исследований – Бог. Основой философствования выступали религиозные догмы о творении и откровении. В теологической средневековой философии сглаживается противоречия между идеализмом и материализмом. «Религиозная антропология» в данной философии представлена в идее о выделении человека из природы как творения Божьего, созданного по его образу и подобию (и имеющего божественную сущность). Человек обладает свободой воли в рамках Божественного предопределения. Также для религиозной антропологии характерна идея воскрешения человека из мертвых (как души, так и тела) при богоугодном поведении. Также целью человеческого существования объявляется спасение, путь к которому (как для человечества, так и для мира в целом) указал Христос. В гносеологической проблематике теологическая философия также опиралась на Бога в качестве основы познания, считается, что только через веру в Бога и через его познание мир познаваем. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью, традиционностью, повернутостью в прошлое. В значительной мере она была оторвана от реально мира, от повседневных проблем и отличалась непримиримостью к противоположным точкам зрения. Основными чертами западноевропейской теологической философии были:

- теоцентризм ( главная причина всего и главная реальность, предмет философских исследований - Бог);

- изучение космоса, природы уделялось мало влияния, т.к. они творения Бога;

- философствование определяли религиозные догматы;

- человек - творение Бога;

- принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

- идея воскрешения человека из мертвых;

- догмат о спасении окружающего мира и человека;

- мир познаваем через познания Бога;

- замкнутость, традиционность.

Основополагающими догматами, как уже говорилось выше, были догматы творения и откровения. Догмат творения отстаивал принцип креационизма, считая Бога вечным, всемогущим, постоянным и всепроникающим, единственным творческим началом во Вселенной, подлинным бытием. Природа не может творить сама себя. Сотворенный актом Божественной воли мир не является подлинным бытием, вторичен по отношению к Творцу, в силу чего он несамодостаточен, непостоянен, изменчив и временен. Его основные положения:

а) Бог сотворил окружающего мир из ничего;

б) творение мира - акт божественной воли;

в) мир сотворен благодаря могуществу Бога;

г) природа не может творить сама, творить может только Бог;

д) Бог вечен, постоянен и всепроникающий;

е) мир вторичен, подменное бытие - только Бог;

ж) мир изменчив и временен;

з) нет четкой границы между Богом и его творением;

Догмат откровения утверждает, что Бог недоступен для познания человеческим разумом без разрешения самого Бога познать себя через откровение – Библию, её толкование на основе веры. Познание Бога, следовательно, происходит сверхъестественным путём. Мир же можно познать, только познав Бога. Его основные положения:

а) мир можно познать, только познав Бога;

б) Бог не познаваем, но сам разрешил познать себя через откровение (Библию);

в) единственный способ познания всего - толкование Библией;

г) Бога можно познать только сверхъестественным путём, через веру;

д) проблема добра и зла;

е) окружающий мир сотворен Богом;

ж) Бог - носитель сосредоточение добра и справедливости;

з) мир изначально добр, зло в мир приносит дьявол через свободную волю человека;

и) зло часто маскируется под добром и добивается своих целей;

к) в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но добро должно одержать победу.

Особое место в теологической философии данного периода занимает проблема добра и зла. Согласно ей, Мир сотворен Богом, сосредоточением добра и справедливости. Поэтому мир изначально добр. Зло в мир привносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога. Зло часто маскируется под добро и добивается своих целей. В мире идёт постоянная борьба между добром и злом, но должно победить добро, так как мир – творение абсолютного добра – Бога. Западноевропейская философия прошла два этапа развития:

- патристика (от лат. padre – отец) - философское обоснование догматов, создание целостного теологического учения - учение отцов церкви.

- схоластика (от лат. schola – школа) - оторванность от реальной действительности, консерватизм, догматизм, схематичность, учительство,.доказательство догматов и решение основных теологических проблем логическим путем). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины. Знание, по мнению религиозной философии, делится на сверхъестественное (божественное откровение) и естественное (отыскиваемое разумом). Схоластики по вопросу о сущности и существовании подразделялись на реалистов (подлинно существуют не сами вещи, а общие понятия – универсалии – Ансельм Кентерберийский и др.) и номиналистов (считали, что реально существуют лишь конкретные вещи, а так называемые универсалии – лишь имена вещей – Пьер Абеляр и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: