Деистическое направление

Вольтер (Аруэ) Франсуа (1694 – 1778)- философ, публицист, писатель, один из основоположников французского Просвещения, который:

- страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»);

- считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден что никакая теория и практика не смажет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие;

- видел необходимость в признании существования Бога с морально – этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

- в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

- выступал за гуманное отношение к простому народу и уважению его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем («просвещенный абсолютизм»), вел переписку с рядом «пресвященных» монархов (в том числе и Екатериной II);

Современником и, во многом, единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) - философ, писатель, юрист, ученный, который:

- выступал с позицией деизма;

- видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;

- отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство, католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавлении человеческой инициативы;

- считается, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения;

- видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот);

- считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявили свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественногодоговора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг с другом и возникновение публичной власти;

- выдвинул идею «разделениявластей» - в целях более эффективного функционирования государства и предотвращение деспотизма – на три ветви (законодательною, исполнительную, судебную);

- выступал за верховенство закона.

Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества. Мыслителем были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств:

- идея приоритета закона;

- идея разделения властей.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально – политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Основные положение философии Руссо:

- видел в Боге мировую волю и мировой разум;

- считая, что материя несотворима и существует всегда;

- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

- был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);

- выступал против религии как таковой, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.;

- был сторонником эмпирического (опытного) познания;

- считал причиной социальных противоречий частную собственность;

- обосновал правонароданавосстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению).

Мыслитель выдвинул оригинальные идеи по совершенствованию общества и государства. Он считал, что в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения). Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания, сходы. Философ считал, что в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

Особой критике философ подвернул институт частной собственности. Руссо принадлежит знаменитое высказывание: «Тот человек, который окопав и огородив участок земли сказал «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем современного общества». Он считал, что общество возникло в результате хитрости и коварства одних и невежества других. Мыслитель был сторонником «Общественногодоговора» (новое общество должно быть построено на основе соглашения всех его членов). Теория Руссо опровергала признаваемый в то время принцип «божественного происхождения» власти и признавала за народом право самому формировать властные институты.

Этьен Кондильяк (1715 – 1780) основные усилия приложил к исследованию проблем познания. Его основополагающие идеи:

- мир познаваем;

- человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств);

- окружающий мир является источником всех знаний;

- в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека);

- самостоятельного познания разумом без чувств не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: