Логика научного познания. Методы научного исследования

Научное познание – процесс научной деятельности, направленный на получение новых данных, новых знаний об объекте исследования, систематизация этих знаний, их обоснование и объяснение с помощью научных теорий, а также включение данных теорий в научную картину мира, согласование с существующей в данный момент научной парадигмой.

История научного познания показывает, что наука в современном понимании данного термина развивалась от эмпирического (наблюдение, эксперимент, сбор конкретных научных фактов) уровня к теоретическому (обоснование фактов, выдвижение гипотез, построение теорий и их доказательство и т. д.) уровню. И по сей день эмпирический уровень играет большую роль в научном познании. Развитие научного познания осуществлялось также как «отпочкование» от философского знания сначала естествознания, а затем и общественного, гуманитарного знания. Естественные науки в качестве самостоятельной сферы знания оформляются в Новое время. Общественные науки начинают оформляться в эпоху Просвещения, а гуманитарные – на рубеже 19-20 вв. В современном научном знании взаимодействуют две основных тенденции развития научного знания: тенденция дифференциации научного знания и тенденция интеграции научного знания. Дифференциация научного знания связана с усложнение, углублением познавательных процессов, с разветвлением наук на фундаментальные и прикладные, с открытием новых граней, сторон в исследуемом объекте. Интеграция научного знания связана с расширением потребностей общественной практики, постановкой новых задач, которые приводят к синтезу не только «пограничных» наук (физическая химия, социальная психология и т. п.), но и отдаленным видов научного познания (бионика, генная инженерия и т. д.).

Логика научного познания определяется последовательностью исследовательских процедур, осуществляемых в процессе познания. Научное исследование начинается с появления фактов, подтвержденных наблюдением или экспериментом, которые не вписываются в прежнюю научную парадигму. Далее следует этап обобщения и об попытки объяснения фактов, заканчивающийся появлением научной проблемы. Научная проблема формирует исследовательские задачи и предварительную гипотезу (попытку научного объяснения возникшей проблемы и «неудобных» научных фактов, установление закономерных связей между ними). Данная гипотеза подтверждается или опровергается на эмпирическом уровне (экспериментально, с помощью созданных моделей и т. д.) и на теоретическом уровне (проверка на логическую непротиворечивость, обоснованность, самодостаточность и универсальность применения данной гипотезы в исследуемой области и т. п.). Доказанная гипотеза становится теорией. Система теорий создаете новую научную парадигму, что приводит к изменению научной картины мира. В ходе развертывания научно-исследовательской деятельности ученые используют различные методы познания. Метод – способ, прием осуществления познавательной деятельности. В настоящий период можно выделить три группы методов:

- универсальные – используются во всех сферах познавательной деятельности, а не только в науке; к ним относятся философские принципы и методы, составляющие методологию познания;

- общенаучные методы – используемые во всех науках или в большинстве наук (анализ и синтез, индукция, дедукция, систематизация, идеализация, эксперимент, наблюдение и т. д.);

- частнонаучные – используемые в одной или нескольких близких науках (анкетирование, моделирование ситуаций и т. п.).

Выделяют также типы методов по уровням научной деятельности:

- эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование и др.);

- теоретические (абстрагирование, метод верификации, метод фальсификации, анализ, синтез, индукция, дедукция и др.).

В ходе научного познания используется комплекс методов и подходов, которые взаимодействуют и взаимно влияют друг на друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: