Понятие человека. Смысл человеческого бытия

Человек – фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. В рамках традиционной философии понимался единстве телесного, душевного, духовного.

В древней мифологии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа, божество и человек в древнейшей картине мира слиты воедино.

Аристотель считал, что человек (свободный, а не раб) есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве. Аристотель выделяет растительную, животную и разумную части души человека.

Средневековая философия рассматривала человека как составную часть божественной упорядоченности в мире. В человеке усматривалась трагическая расколотость. Он, владея божественным даром – свободной волей, одновременно опускается ниже любого скота, находится в рабстве у своих страстей и влечений. Философия признает дуализм души и тела человека, природного и духовного в нем.

Эпоха Возрождения провозгласила величие, свободу, достоинство человека, могущество его разума. Философия Возрождения отстаивает гармонию природного и божественного, духовного в человеке.

В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человек стал познающим субъектом. Человек, оторванный от Бога, сам стал вещью, которая оперирует материальными и идеальными предметами. Представители классической немецкой философии пытались преодолеть механицистскую трактовку понимания человека. Г. Гегель считал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность, включаясь в многообразие отношений общественной жизни.

Русские философы 19 в. рассматривали человека в концепциях «философии целостности, коллективности», «философии индивидуальности». Первые – славянофилы мыслили существование человека в коллективе (в крестьянской общине, по их мнению, являющейся идеальным «нравственным миром», внутри которого только и возможен нравственный человек, сочетающий личностное и коллективное начало). Вторые – западники критиковали православие, ориентируясь на западное понимание человека, личности.

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали социально-экономическую, культурно-историческую детерминированность человека. «Человек – это мир человека, государство, общество… Человек…есть ансамбль общественных отношений». (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе). С точки зрения марксизма, человек является активным, деятельностным, сознательным существом, преобразующим окружающий мир в ходе общественно-исторической практики.

В Философской антропологии (учении о человеке), возникшем в конце 19 – начале 20 вв. сущность человека понималась как «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь присуща всему живому. В ходе эволюции формируется и развивается психика. При рождении человек не отличается от животного. Но у человека есть дух, он преодолевает ограничения природной среды и создает мир общественный, мир человека. Важнейшие компоненты человеческого духа: способность к интеллектуальному познанию, эмоционально-чувственное отношение к миру, личностные характеристики. А. Гелен говорит о биологической неприспособленности человека, обусловившей его действующую природу; Г. Плеснер выделяет «эксцентрическую позицию человека» (отделение «Я» от физического существования), следовательно, «человек должен сам себя сделать»; «познавательное отношение к миру опосредовано «Я»; «человек не укоренен в бытии, неуверен в нем, бесконечно ищет, тревожен, осознает ничтожность своего существования, поэтому осуществляет поиски абсолютного бытия, Бога».

Все множество концепций человека можно свести к двум подходам: субъективистскому и объективистскому. Сущность объективистского подхода заключается в том, что человек мыслится как существо, зависящее от объективных законов космоса, природы, общества. Сущность субъективистского подхода заключается в том, что человек мыслится как существо, полностью, или, в основном, автономное и свободное, следовательно, человека можно познать только из него самого.

Смысл жизни – понятие, отражающее процесс осмысления человека собственной жизни, вопрос о том, стоит ли жить и для чего. Осознание смысла жизни как главной ее ценности носит исторический характер. Мы можем выделить следующие основные подходы к решению проблемы смысла жизни:

- смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни (как правило, религиозные версии, считающие, что смысл жизни задан Богом);

- смысл жизни выносится за пределы самой жизни (перенос смысла жизни на прогресс человечества, во имя светлого будущего);

- смысл жизни привносится человеком в свою жизнь (человек, как волевое существо, сознательно привносит в жизнь смысл);

- не существует смысла жизни;

- смысл жизни – в ее эстетической стороне (Ф. Ницше);

- смысл жизни – в любви (Л. Толстой);

- смысл жизни – в идеале;

- смысл жизни – в решении общественных задач;

- смысл жизни – в удовольствиях.

Смысл жизни избавляет человека от страха смерти, а жизнь наполняет целью. Он не остается неизменным, а меняется с развитием человека.

Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Человек с самого своего формирования пытался объяснить мир и свое место в нем. Культурные картины мира разных народов, обществ и эпох в качестве необходимой составляющей включали в себя представления о совершенном человеке, его идеал, эталон для подражания. В зависимости от типа культуры, от ее представлений об устройстве мира, изменялся и идеал человека.

Основные типы представлений о совершенном человеке:

- Первобытная культура – поскольку общество не выделяло себя из природы, а образцом для подражания был тотем (первопредок), то «идеалом» человека был мужчина – охотник, воин, защитник интересов племени, а также женщина – мать нового поколения, хранительница домашнего очага;

- Античная культура считала человека микрокосмом, подобным макрокосму (природе) и идеалом человека был человек, соединяющий физическую красоту и добродетель, живущий по природе и соблюдающий меру, обладающий духовным развитием (пайдейя), гражданскими качествами (политея) и развитыми производственными, эстетическими навыками (технэ) – в Древней Греции; а также человек – воин, носитель античного Космоса, распространяющий ценности античности на весь мир – в Древнем Риме;

- В Средние века в качестве идеала выступает духовно развитый человек, святой и аскет, в светской среде – рыцарь;

- В эпоху Возрождения идеалом человека становится Homo universale (человек универсальный), сочетается в себе красоту, ум, предприимчивость, человек, сделавший себя сам;

- В Новое время идеалы человека множатся, не существует единого представления о совершенном человеке, но главное внимание уделяется нравственности, интеллекту, деятельностным ценностям;

- В современный период утверждается «идеал» потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: