Эффективная группа:
· систематическая процедура рефлексии;
· положительная взаимозависимость;
· индивидуальный контроль;
· разнородный состав участников;
· возможность исполнять роль руководителя каждому;
· акцентирование внимания и на учебной задаче, и на умении работать вместе;
· постоянный контроль преподавателя за работой и участие в ней;
· специальное обучение навыкам групповой работы.
Традиционная учебная группа:
· нет процедуры рефлексии;
· нет взаимозависимости;
· нет индивидуального контроля;
· однородный состав студентов;
· назначение постоянного руководителя;
· внимание исключительно на предметной задаче;
· преподаватель не контролирует и не участвует в работе;
· игнорирование навыков групповой работы.
Основные принципы кооперации в обучении:
1. позитивная взаимозависимомсть (по результату - общая цель; ролевая взаимозависимость, по ресурсу; по успеху; по задаче);
2. индивидуальная оценка работы каждого (каждый член группы знает о принятом способе оценки заранее и вклад каждого известен всем членам группы).
|
|
3. принцип максимализации непосредственного взаимодействия между студентами.
4. принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы;
5. принцип систематической процедуры рефлексии хода учебной работы (какова была цель и как группа их достигала, каков вклад каждого, каковы ошибки, что нужно изменить в дальнейшем);
6. принцип сознательного использования эффективных структур взаимодействия (установление нейтрального способа дифференциации студентов: группа поднимает сцепленные руки вверх, если выполнено задание; по завершении работы группы подают установленный сигнал; преподаватель объявляет цвет или номер при ответе студентов на вопрос и т.д.)
Требования к групповой работе.
· группа разбивается на несколько подгупп от 3-ёх до 5 человек;
· каждая подгруппа получает своё задание. Задания могут быть одинаковыми для всех подгрупп либо дифференцированными;
· внутри каждой подгруппы между её участниками распределяются роли;
· процесс выполнения задания в подгруппе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
· выработанные в подгруппе решения обсуждаются всей группой.