Методы изучения истории языка зависят от типа источника и от конкретных исследовательских задач, поэтому они очень разнообразны, а их соотношение друг с другом при решении разных вопросов неодинаково.
Сравнительно-исторический метод – основной метод при реконструкции «исходной» древнерусской языковой системы (исторически непоредственно связанной с поздней праславянской), предшествующей появлению старейших памятников и принимаемой за общеславянскую. Цель метода – восстановление праформ. Имеет ретроспективный характер.
Метод внутренней реконструкции – это частный метод, опирающийся на сопоставительное изучение фактаов одного языка.
Метод структурного анализа позволяет представить пути истор. раз-ия внутриструктурных отношений, не получивших отражения в письменности.
Сопоставительно-типологический метод, основанный на установлении сходства и различий системных отношений одного уровня в разных языках, то есть установлении типологии системных отношенй.
Метод синхронного среза позволяет позволяет восстановить прошлое состояние языка не как суммы изолированных элементов, а именно как языковая система. Метод исторической интепретации изоглосс прдполагает обязательное привлечение внеязыковых данных – для древних периодов истории языка преимущественно археологических.
Исследователи истории языка пользуются также рядом других методов: текстологические, палеографические, орфографические (включая статистический метод изучения орфографии древнего текста) и другие.