Сложной сферой познавательных возможностей исторической науки занимается специальная историческая дисциплина – методология истории.
Методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания, выполняя функции своеобразной самокритики исторической науки. Она оперирует основными понятиями и категориями, образующими методологический арсенал истории, главная цель которого – организовать и систематизировать сложный и многообразный материал, изучаемый историками.
Принципы исторического исследования – это исходные способы истолкования исторического материала, принятые в науке подходы
к изучению истории. Фундаментальным принципом исторического познания является принцип историзма – понимание любого явления в его историческом развитии. Общенаучный принцип системности ориентирует исследователя на раскрытие целостности объектов через изучение их внутренних связей. Принцип объективности подразумевает обязательность непредвзятого отношения к предмету исследования.
Методы исторического исследования – этоспециальные приемы научного исследования, применяемые в истории (исторический, статистический и др.).
Большое значение в исторической науке имеют категории,т. е. понятия, которые отражают наиболее общие и существенные связи изучаемого мира. К числу фундаментальных категорий принадлежит историческая закономерность – причинно-следственная событийная цепь, сложившаяся на основе объективных предпосылок и условий. Историческая закономерность тесно связана с категорией исторической случайности, которая обозначает уникальные, индивидуальные причины событий, способные нарушить закономерный ход истории. Вопрос соотношения этих двух категорий вызывал острые дискуссии в ХХ в., представляя широкий диапазон мнений – от фатальной предопределенности исторического процесса до его абсолютной стихийной случайности. Близко соотносится с двумя предыдущими категориями историческая необходимость – ведущая тенденция развития общества, коренящаяся в объективных условиях, но не являющаяся неизбежностью. Важной категорией исторического познания является также альтернативность в истории – признание многообразия исторического процесса, в котором есть разные возможности развития тех или иных событий, одна из которых – воплотиться в действительность.
Методология истории – относительно молодая дисциплина, фактически ровесница ХХ в. Впервые вопросы общей теории и методологии истории были выделены в специальный курс лекций Й. Дройзеном в 1857 г. Но поднятые немецким историком проблемы на протяжении всего XIX в. не представлялись актуальными, поскольку считалось, что история – такая же форма научного познания, как и все прочие, и не имеет особой методологической специфики. Широкий фронт изучения научного своеобразия истории складывается на рубеже XIX–ХХ вв. Особое значение в создании новой исторической дисциплины имели труды российских историков.
Российские исследователи внесли в разработку методологии истории свой вклад. Н.И. Кареев в многотомном труде «Основные вопросы философии истории» (1880–1890-е гг.) рассматривал стержневые проблемы исторического знания, формулируя свои «основные вопросы» с точки зрения человека как центра истории. В то же время курс методологии истории начал читать в Московском университете В.О. Ключевский, полагавший, что эта дисциплина нужна для понимания особенностей и границ исторического познания, а также для выявления общих подходов и принципов изучения отечественной и зарубежной истории. Позднее вопросами методологии истории занимались Д.М. Петрушевский, Р.Ю. Виппер, А.Н. Савин, Е.В. Тарле, А.С. Лаппо-Данилевский. Последний из упомянутых предпринял наиболее систематическое изложение проблем теории исторического познания и фактически стал создателем теоретического источниковедения – специальной исторической дисциплины, изучающей исторические источники – всё историческое наследие, испытавшее на себе воздействие человека в прошлом.
В этот период историческую науку России в значительной мере стимулировала социальная действительность, побуждавшая к ожесточенному обсуждению проблем прошлого и настоящего. Важным фактором понимания закономерностей исторического процесса в России стала и традиция марксизма, к 1917 г. уже достаточно прочно укоренившаяся в общественном сознании, хотя отношение российских историков к учению К. Маркса было неоднозначным.
Следующий период отечественной методологии истории открыл октябрь 1917 г. Началось повсеместное утверждение марксизма, сопровождаемое изгнанием из университетов «буржуазных» историков. Все существующие методы познания были пересмотрены в соответствии с системой взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Основным негативным моментом новой политической кампании в науке было резкое неприятие всего немарксистского и критика оппонентов, носившая отнюдь не академический характер. Марксизм из влиятельного философского учения перерождался в государственную идеологию, постепенно приобретая качества государственной религии. Лишь в 1950-е гг., в эпоху «оттепели», появляются специалисты в области методологии истории (М.А. Барг, А.И. Данилов, А.Я. Гуревич и др.), доказывающие, что исторический материализм и социология Маркса не могут заменить собой дисциплины, изучающей специальные методы исторической науки. Именно эти ученые во многом определили пути развития методологии истории в постсоветский период, когда марксизм потерял монополию на провозглашение истины и отечественной науке открылось все многообразие зарубежного методологического арсенала. И мировой методологический опыт вновь поставил перед отечественными историками вопрос о предмете исторической науки и пределах познания в истории. К числу важнейших проблем, которые входят в компетенцию методологии истории, относится и общественная роль исторической науки. Подвергаясь сильному влиянию современности, историческое познание оказывает и обратное влияние на свою эпоху, так как его основу составляют задачи социального самопознания, определяющие место истории в обществе. В настоящее время влияние истории охватывает важнейшие сферы общественной жизни, в значительной степени формируя сознание общества, области политики и идеологии.
1.4. Историческое сознание и историческая память.
Социальные функции истории
Важнейшим элементом общественного сознания является историческое сознание, т. е. совокупность представлений общества и отдельных социальных групп о своем прошлом и прошлом человечества. Историческое сознание сохраняет память о коллективном опыте, пережитом нацией вместе, и потому работа с ним профессиональных историков очень важна. Историческое сознание имеет сложную структуру и может выражаться как в элементарной форме расплывчатых, эмоционально окрашенных представлений о прошлом, почерпнутых благодаря собственному жизненному опыту и средствам массовой информации, так и в форме научных, систематических знаний об истории. В процессе социализации личности (приобретения ею нормальных навыков жизни в обществе) историческое сознание является необходимым средством воспитания, формирующим коллективные, базовые представления
о становлении и развитии тех социальных общностей, к которым мы принадлежим.
Влияние истории распространяется и на сферу политических отношений. Зачастую апелляции (обращения) к прошлому занимают значительную часть политических программ, поскольку история по силе своего воздействия на мысли и чувства людей является действенным оружием, и в этом смысле история всегда в той или иной степени отражает политические тенденции своего времени. История играет важную роль и в формировании общественной идеологии, если понимать под идеологией определенную систему взглядов и идей, характеризующих отношение людей к действительности. Большинство выдающихся историков и исторических школ, так или иначе, участвовали в формировании идеологии того общества, к которому они принадлежали. Однако нельзя отождествлять историю с идеологией, так как в политических режимах, где идеология подчиняет себе историю, научное изучение прошлого подменяется защитой и популяризацией идеологических догм.
Умеренная политическая ангажированность (вовлеченность) исторической науки является проявлением ее социальной актуальности. Актуальностьисторической науки означает ее полезность, необходимость для общества, значимость и важность для современности ее исследовательских результатов, способность данной науки отвечать на насущные вопросы современной эпохи. В значительной степени актуальность исторической науки определяется ее способностью интерпретировать и доносить до своей эпохи исторический опыт прошлого, выполняя ряд важных социальных функций.
Важнейшей из социальных функций истории является научно-познавательная,определяющая положение истории среди других наук и ее место в обществе. Самопознание общества осуществляется усилиями целого комплекса общественных наук, но коль скоро всякое познание об обществе является по своей природе историчным, то истории, стремящейся на обширном материале социальной практики прошлого выявить логику общественного развития, в этом процессе отведено фундаментальное место.
Следующей функцией истории и, пожалуй, наиболее спорной из всех является прогнозирующая функция. Действительно, если историческая наука занимается выявлением закономерностей общественного развития, то естественно ожидать от нее научного прогнозирования его тенденций и перспектив. Однако социальное прогнозирование гораздо сложнее и обобщеннее, чем естественно-научное. Нельзя, подобно прогнозу погоды на завтра, предсказать, какие конкретные изменения произойдут в той или иной стране и в мире спустя несколько лет, поскольку в формировании облика будущего принимает участие значительное количество разнообразных, зачастую непредсказуемых факторов. Поэтому те прогнозы, которые предлагают историки, имеют сугубо вероятностный характер, стимулируя обсуждение актуальных проблем современности. Известно всего лишь несколько случаев, когда исторические прогнозы сбывались почти буквально, так, например, французский мыслитель Алексис де Токвиль предсказал революцию 1848–1849 гг. и ее поражение, а Фридрих Энгельс в том же столетии предвидел Первую мировую войну.
Исторический опыт, внимательно и бережно собираемый историками во множестве противоречивых деталей и оттенков, имеет самостоятельное значение, не сводимое к выявлению закономерностей и тенденций общественного развития. Воссоздавая грандиозную картину человеческого прошлого, история и историки выполняют функцию социальной памяти. Историческая наука собирает, сохраняет и распространяет память о прошлом, во многом формирует духовную атмосферу своего общества, помогая определить своим современникам место в бесконечной смене времен и поколений.
Социальная память всегда ценностно ориентирована и избирательна, поскольку каждое общество руководствуется своей системой ценностей, в зависимости от которой и определяются критерии отбора исторической информации на «важную» и «не важную». Так, в исторических произведениях, появлявшихся до XIX в., обычно отсутствовали сведения о «простом» народе. Его жизнь казалась авторам хроник недостойной внимания потомков из-за «низкого» социального статуса. В итоге не обладающие письменной культурой народные массы фигурировали на страницах исторических свидетельств лишь в тех случаях, когда омрачали жизнь знатных сословий восстаниями и мятежами. Социальная память различных эпох наполнена собственными оценками исторического прошлого, которые, основываясь на разных ценностных ориентациях, как правило, не совпадают. В этом отношении память
о прошлом не может быть объективной и всегда выдержана в определенной морально-этической тональности, тесно переплетаясь с воспитательной функцией исторической науки.
Донося до современников исторический опыт, историческая наука играет значительную роль в социальном воспитании. Поучительна сама история во всем многообразии ее фактов, процессов, деталей. В истории можно найти любой пример человеческого поведения, конфликта, социальных катаклизмов, неожиданной развязки самых невообразимых ситуаций, добродетели и порока... Совокупность тех впечатлений, которые может дать история, превосходит все, что может быть выдумано самым богатым воображением. Неслучайно история вдохновляет творческий гений литераторов и художников, а в критические периоды жизни народа всегда обостряется его интерес к истории, которая приобретает качество активной стимулирующей силы. Так, накануне и во время Великой Отечественной войны прославление памяти героических побед русского народа и блестящей воинской доблести русских полководцев способствовало поддержанию высокого патриотического духа и на свой лад приближало победу над фашизмом.
Таким образом, историческая наука является неотъемлемой частью духовного достояния любого общества, имеющей ряд важных социальных обязательств.